Пресс-тур (так называлось это мероприятие, организованное пресс-службой ТГК-5) начался с краткого инструктажа в кабинете по технике безопасности ТЭЦ. Здесь журналистам объяснили, чего точно нельзя делать, находясь на территории и в производственных помещениях станции. Держаться за перила обязательно, но облокачиваться нельзя. К агрегатам близко не подходить. Ничего не крутить, не включать и, главное, не отбиваться от группы, не создавать проблем сопровождающим. Затем нас облачили в прочные темно-зеленые куртки, выдали новые рукавицы и нахлобучили на головы оранжевые каски – без каски на ТЭЦ находиться нельзя.

Как только наша группа попала в производственный корпус ТЭЦ, я поняла, что все эти предосторожности отнюдь не излишни – громадные агрегаты оплетены огромным количеством всяческих труб, приборов, что-то все время шипит, шумит и грохает. «Сущий ад!» - пронеслась мысль, которую тут же развил один из коллег-журналистов, сравнив внутренность ремонтируемого котла с преисподней. Это был первый пункт пресс-тура – нас провели прямо внутрь котла № 3, остановленного пару месяцев назад на капитальный ремонт. Если продолжить аналогию с вулканом, то мы были на дне потухшего «вулкана». Как нам рассказал начальник производственно-технического отдела ТЭЦ Сергей Медведев, в «ядре факела», который возникает возле форсунок, во время работы котла температура горения достигает более тысячи градусов. Горелки в котлах (их всего четыре на ТЭЦ) универсальные и могут работать на любом горючем веществе, в том числе на угле, который проходит для подачи в котел специальную обработку – его дробят до состояния пудры и вдувают в печь.

Котел работает по принципу чайника: сгорание топлива подогревает воду, циркулирующую по множеству труб, проложенных по внутренним стенкам котла; вода, достигая немыслимых температур, попадает в барабан, расположенный на верхотуре. Здесь на высоте 37 метров (где мы тоже побывали) происходит разделение фракций – вода и пар. Пар отправляется крутить турбину, которая вырабатывает электричество, а вода пойдет на продажу нам, жителям города, для отопления квартир, школ и офисов.

Проходя мимо работающих котлов, мы издали видели сквозь некие отверстия, как там внутри всё полыхает сине-белым пламенем. Очень страшно! Но внутри остановленного котла царила почти умеренная температура, градусов +30 по Цельсию, вряд ли больше. Воображение поражала «облицовка», покрывавшая стену из труб, похожая на майолику. В самом деле, как сказали нам сопровождающие, это расплавленный шлак, осевший на металле и ставший своеобразной «броней» для труб. Красиво и величественно.

Из четырех котлов ТЭЦ-2 какой-то всегда находится на ремонте. По строжайшей инструкции каждый из них должен быть выведен из рабочего режима на текущий ремонт и раз в четыре года – на капитальный. Вот нынче очередь третьего, а до него текущий ремонт получал второй. И так далее.

Третий котел будет «холодным» еще как минимум до октября. Так что не в его остановке причина отсутствия горячей воды в Ижевске.

На импровизированной пресс-конференции здесь же, на ТЭЦ, гендиректор Удмуртского филиала ТГК-5 Николай Скворцов и начальник ТЭЦ-2 Вячеслав Страхов сообщили, что дата 21 августа, обозначенная в объявлениях, расклеенных управляющими компаниями на подъездах жилых домов, как окончательная дата отсутствия горячей воды в городе, это все-таки в значительной степени – дата достаточно условная. То есть, как нам объяснили, 21 августа ТЭЦ-2 «железно» закончит ремонт и профилактику своих внутренних коммуникаций («до забора») и будет готова подавать горячую воду в магистраль, ведущую её к потребителям. Но вот будут ли сети на эту дату готовы принять коммунальный ресурс, наши собеседники сказать не смогли, это зона не их ответственности, поскольку тепловые сети Ижевска, как известно, обслуживает арендатор - ООО «УКС».

По дороге на ТЭЦ-2 мы имели возможность наблюдать распотрошенную магистраль вдоль Воткинского шоссе на протяжении, наверное, целого километра, если не больше – от ул. Комсомольской до ул. Ударной. Невозможно поверить, что трубу большого диаметра уложат, сварят и зароют всего за несколько оставшихся дней. А ведь сюда и должна ТЭЦ-2 пустить магистральную воду.

Кроме того, на той же пресс-конференции, может, несколько завуалированно, но тем не менее прозвучала претензия ТГК-5 (Николай Скворцов) к «Удмуртским коммунальным системам» (Сергей Трухин) в том, что оплата по накопленным долгам оставляет желать лучшего. Между тем не далее как 5 августа руководитель Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска Иван Маринин и тот же Сергей Трухин на совместной пресс-конференции заверили, что между «нанайскими мальчиками» (Удмуртский филиал ТКГ-5 и ООО «УКС» – структуры, входящие в один и тот же КЭС-холдинг) все спорные моменты по оплате урегулированы, платежи пошли. По оценке Николая Скворцова, эти «пошедшие» платежи столь незначительны, что говорить о погашении долга сегодня пока нельзя.

Гостеприимный «вулкан», пожелав ему успешной работы в приближающемся отопительном сезоне, мы покидали с «благодарственными письмами» за участие в ремонте котла № 3 ТЭЦ-2. Теперь остается дождаться начала отопительного сезона.