Группа СОК, завладевшая несколько лет назад Ижевским автозаводом, неоднократно оказывала услуги Александру Волкову практически во время всех выборных кампаний, начиная с 2000 года. В такой ситуации президент Удмуртии, скорее всего, просто не мог отказать группе в лоббировании её интересов при заключении сделки по продаже «ИжАвто» и переходу автозавода под контроль ГК «Ростехнологии». В контексте этих переговоров состоявшаяся 20 апреля в Москве рабочая встреча председателя Правительства РФ Владимира Путина с президентом Удмуртии Александром Волковым стала кульминационной точкой в процессе давления, которое, наверняка, пытались оказать владельцы «ИжАвто» на несговорчивых потенциальных покупателей.
Вернувшись в Ижевск после аудиенции в Белом доме, Александр Волков уверенно заявил, что масштабных сокращений работников на автозаводе не будет. В мае, по его словам, должен возобновиться выпуск автомобилей, а к 2015 году будет выпускаться 360 тысяч автомобилей в год. Уверенность президента Удмуртии, по его утверждению, базировалась на итогах встречи с Владимиром Путиным. «Владимир Путин сообщил, что возьмет ситуацию с «ИжАвто» под личный контроль, - сказал президент Волков в интервью местным СМИ, - и дал поручение министру промышленности Виктору Христенко рассмотреть вопрос о включении Ижевского завода в состав оборонных предприятий». Не забыл президент Удмуртии упомянуть и о своих личных заслугах в урегулировании проблем «ИжАвто». «Дальнейшая судьба автозавода сейчас зависит от моей личной энергии и энергии руководства по разрешению этого вопроса», – утверждал Александр Волков в конце апреля.
Спустя пару месяцев его уверенность значительно поубавилась, и в последних интервью президент Удмуртии старался проводить мысль о том, что от республиканских властей здесь мало чего зависит. «Посредничать, пробивая интересы этих предприятий в Москве, – можем. А вот влиять на их экономическую политику – уже нет. У них свои хозяева», – открестился он в своём блоге, отвечая 3 августа на критику посетителей в теме «ИжАвто».
Между тем три месяца назад результаты своих усилий в Москве Александр Волков оценивал высоко. По его утверждению, встреча с премьером длилась сорок минут, в течение которых Владимир Путин сделал два телефонных звонка, переговорив по «удмуртским вопросам» с главой ГК «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым и председателем правления Сбербанка Германом Грефом. Владимир Путин, как сообщила пресс-служба президента Удмуртии, «дал поручения профильным федеральным министерствам и ведомствам проработать вопросы, озвученные Александром Волковым, и оперативно внести соответствующие предложения».
Проработка вопроса, частью которой стала проводившаяся с 8 июня по 17 июля Счетной палатой РФ проверка «ИжАвто» на предмет эффективности использования таможенных льгот и признаков фиктивного банкротства, дала совсем не те результаты, которые, по всей видимости, ожидали владельцы автозавода. Согласно утвержденным на коллегии Счетной палаты РФ итогам проверки: в отчетные периоды 2007-го, 2008 годов и в первом квартале 2009 года ОАО «ИжАвто» было неплатежеспособным и уже начиная с третьего квартала прошлого года работало в убыток. Таким образом, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин за четыре последних месяца в корне поменял свои взгляды на ситуацию. «Спустя 1,5-2 года «ИжАвто» окажется в авангарде отечественного автостроения», – несколько пафосно заявлял глава Счетной палаты РФ в марте во время своего двухдневного визита в столицу Удмуртии. Прийти к такому неожиданному выводу Сергею Степашину помогла 20-минутная экскурсия по Ижевскому автозаводу, которую для него провели гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо и президент УР Александр Волков. «У вас действительно есть что показать - помещение, оборудование, квалифицированные кадры. А Владимир Владимирович здесь был?» – важно рассуждал Сергей Вадимович, наблюдая за отверточной сборкой KIA-Sorrento. Получив отрицательный ответ, Сергей Степашин принял важное государственное решение: «Надо бы ему рекомендовать здесь побывать»… Судя по последним событиям, российский премьер хотя и не последовал этой рекомендации, но в вопросе, видимо, разобрался…
P.S. Когда этот материал уже был сверстан и сдан в печать, стало известно, что в среду, 12 августа на совещании руководителей подразделений «ИжАвто» генеральный директор предприятия Михаил Добындо объявил, что направил 10 августа документы, инициирующие банкротство ОАО «ИжАвто». Об этом «Д» сообщил источник на предприятии. Михаил Добындо объяснил своё решение тем, что дальнейшие отношения по проекту с корейцами зашли в тупик, а сборка на конвейере «ИжАвто» «семерки» остаётся под вопросом.