Придя три года назад в редакцию газеты «День», предпринимателю из Сарапула Игорю Иванову удалось вынести тайны МВД по УР на общее обсуждение. Спустя 15 лет упоминание «Родины» из уст высокопоставленного милиционера в руководстве МВД Удмуртии резануло ухо. «Давайте сделаем так, мы все равно это сегодня сделаем, потому что мы люди в погонах, нас куда Родина послала…» - демагогично рассуждал заместитель министра внутренних дел МВД по УР Игорь Сухоруков. В тот день «Родина послала» подчиненных полковника милиции Сухорукова проводить обыск в помещении специализированной коллегии адвокатов УР в Ижевске по адресу: ул. Пушкинская, 234. Делать это без санкции суда милиция не имела права, но раз «Родина послала», как выразился их начальник, они «это сделали».


Честь мундира


За все годы, пока я работаю в СМИ, в Удмуртии сменилось четыре министра внутренних дел республики, и с тремя из них мне приходилось судиться. Точнее это правоохранительные органы судились со мной и газетой, защищая «честь мундира» и остатки деловой репутации. Что они этим хотели добиться? Думаю, рассчитывали наказать и заставить отказаться от дальнейших публикаций о жизни местных «оборотней в погонах». Во всяком случае, с репутацией у ведомства пока точно ничего не наладилось. Даже согласно последнему опросу обычно лояльного к исполнительной власти ВЦИОМа (от 30-31 мая), более половины россиян (53%) не доверяют сотрудникам милиции и только 5 процентов опрошенных заявили, что испытывают к сотрудникам правоохранительных органов симпатию. Следуя логике республиканского руководства органов внутренних дел, для исправления ситуации с репутацией, наверное, надо привлечь к ответственности все эти 53 процента не доверяющих МВД граждан. Задача, конечно, не из простых, но иногда я склоняюсь к мнению, что люди с большими звездами на погонах и в брюках с лампасами над ней и в самом деле работают.


Три года - это не срок


В конце июня 2006 года ко мне в редакцию пришел человек, представившийся предпринимателем из Сарапула Игорем Ивановым. Мы не были с ним даже знакомы, чтобы говорить откровенно, но предприниматель сам предложил рассказать о том, как в правоохранительных органах Удмуртии «крышуют» бизнес и как покупаются должности в системе МВД по УР. Игорь Иванов был готов не только рассказать об этом, но и подписаться под каждым своим словом. В подтверждение он принес, наверное, несколько десятков своих заявлений о коррупции в Удмуртии в самые высокие инстанции в Москве, Нижнем, Ижевске. У него же я взял визитки и номера прямых телефонов крупных милицейских чинов. Набрав номер мобильного «самого главного», я услышал в трубке голос начальника Главного управления МВД по Приволжскому федеральному округу генерал-полковника милиции Владимира Щербакова… Так на страницах «Дня» начал рождаться настоящий сериал о внутренней жизни внутренних органов. За три года – больше тридцати статей. И ни одного оргвывода…


Кому чё, кому ничё…


Впрочем, утверждать, что неприятные для милицейского начальства публикации прошли мимо цели, было бы неверно. Их читали и выводы делали. Только не те, которые должны следовать в любом, как принято говорить, «правовом государстве». Например, на предпринимателя Игоря Иванова за эти годы успели завести 10 уголовных дел (!), все они на сегодняшний день развалились, потому что были «высосаны из пальца». Но свою задачу эти ментовские приёмчики выполнили – бизнес предпринимателю Иванову пришлось свернуть. Недешево обошлись и расходы на адвокатов, которых, как выяснилось, ещё и не так просто найти для клиента, попавшего под административный каток.


Пытались воспрепятствовать и работе редакции «Дня». Выход газеты пришлось на время приостанавливать дважды из-за неожиданных отказов типографий её печатать. Всякий раз форс-мажору с типографиями предшествовало появление в типографиях сотрудников различных подразделений милиции. В общей сложности за три года не вышло пять номеров газеты «День».

Что стало за эти три года с фигурантами публикаций в газете «День» со стороны МВД? Генерал-майор Николай Арзамасцев зашатался еще до начала публикаций и в августе 2006 года бесславно ушел в отставку с поста министра внутренних дел Удмуртии. Генерал-полковник Владимир Филиппович Щербаков этой весной был назначен сенатором от Удмуртии в Совете Федерации и в связи с этим уволился с почётом со службы в органах внутренних дел. Заместитель министра внутренних дел Удмуртии Игорь Сухоруков долго подбирал себе место на повышение в другой регион, но обломилось, и сейчас ему удержать бы своё. Начальник межрайонного отдела милиции по г. Сарапулу и Сарапульскому району ОРЧ КМ по БЭП МВД по УР майор милиции Виталий Малюк был этим летом выведен за штат. Однако скандальный майор уже вторую неделю отказывается выносить свои вещи из служебного кабинета – по словам свидетелей, утверждает, что его папа Михаил Семёнович Малюк якобы обо всем уже договорился с министром, и как только последний выйдет из отпуска, Виталия Малюка переназначат обратно на прежнее место. О самом министре внутренних дел по УР генерал-майоре милиции Валерии Сосновском говорят, что он вот-вот уйдет. Причём не в отставку, а на ставшее вакантным после Владимира Щербакова место начальника ГУ МВД РФ по ПФО в Нижнем Новгороде.


Уволенный со службы в связи с возбуждением уголовного дела по заявлениям Игоря Иванова и отставного подполковника милиции Александра Торопова начальник УБЭП МВД по УР Алексей Быков в ноябре 2007 года был осужден за преступления, предусмотренные п.п. «в», «г» ч. 4 ст. 290; ч. 1 ст. 290 и статьи 319 УК, и приговорен решением Верховного суда УР к удивительно мягкому наказанию - 5 лет 2 месяца лишения свободы УСЛОВНО. При этом, согласно Уголовному кодексу РФ, за получение взяток (ст. 290) с вымогательством (п. «в») и в крупном размере (п. «г») предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Сегодня осужденный полковник милиции Быков работает начальником службы безопасности в одной из торговых сетей Ижевска, видимо, следит там, чтобы не воровали.


Условный срок (1,5 года) получил и Александр Торопов, участвовавший в задержании пьяного начальника УБЭП Алексея Быкова, который пил за рулём и в течение нескольких часов колесил в таком состоянии по улицам Сарапула. Торопова обвинили в нанесении телесных повреждений «оборотню в погонах». При этом были проигнорированы данные заключения независимой экспертизы и следственного эксперимента, свидетельствующие в пользу того, что сотрясение мозга и травма руки у полковника милиции Быкова никак не могли наступить при описанных свидетелями обстоятельствах.


Каста неприкасаемых


Политика игнорирования публикаций о безобразиях должностных лиц из МВД по УР при последнем министре Валерии Сосновском длилась два с половиной года, но в январе нынешнего года там, наверху, видимо, что-то начало происходить. Так, 30 января в Первомайском районном суде г. Ижевска появилось первое исковое заявление МВД по УР к редакции и ко мне, как к автору, о защите деловой репутации и компенсации за умаление деловой репутации. Для этой цели были надерганы фрагменты из нескольких публикаций за 2007–2008 годы. Потом появился второй иск, и, думаю, скоро будет третий. И ни одного окончательного судебного решения, хотя мы судимся уже седьмой месяц.


Любопытно, что, подыскивая аргументы в защиту деловой репутации своего ведомства, министр внутренних дел по УР Валерий Сосновский привел в исковом заявлении следующий довод: распространение сведений, «в отношении государственного органа, соединенное с обвинением в совершении преступлений его рядовых сотрудников и руководителей (…) повлекло и может повлечь в дальнейшем: вопросы со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики, надзирающих органов, а также министра внутренних дел РФ о способности милиции Удмуртской Республики пресекать уголовные проявления и защищать граждан и государство от преступных посягательств».


То, что руководство МВД по УР, пусть и с большой задержкой, начали волновать вопросы «надзирающих органов» о «способности милиции Удмуртской Республики пресекать уголовные проявления и защищать граждан и государство от преступных посягательств» - симптом сам по себе положительный. Пусть пресекают и защищают. Пока же создается впечатление, что милицейскому начальству позарез надо стало получить «справку» из суда. В качестве прикрытия на случай неудобных вопросов.


«Современные милиционеры: герои или оборотни в погонах?» - задался вопросом ВЦИОМ два месяца назад. И получил однозначный ответ: героические поступки со стороны стражей порядка – скорее исключительный случай, нежели закономерность. Жалко, что социологи не спросили, считают ли граждане милицию – «другом человека». Хотя ответ, в принципе, известен. Пока, к сожалению, любой «оборотень в погонах» и при полномочиях считает себя вправе учить всех, кто без погон, с чего у нас должна начинаться Родина…