В своем доме Владимир Львович живет уже тридцать лет. Речь идет об одной из 14-этажек, стоящих вдоль Центральной площади Ижевска напротив здания Правительства УР. Хотя здесь и не ходит большегрузный транспорт, Пушкинскую на этом отрезке тихой улицей назвать сложно. В самом центре Ижевска движение не прекращается ни днем, ни ночью. Однако до последнего времени ночное оживление и шум не выходили за рамки обычных проблем жизни в большом городе. Так было до лета прошлого года. По словам Владимира Львовича, именно с 2008 года то ли количество лихачей в городе превысило критическую отметку, то ли в их поведении произошли некие качественные перемены - в результате рев мощных двигателей лишил спокойного сна жителей окрестных улиц.


Мотоцикл – транспорт в некотором роде уникальный, «самый-самый». Самый быстрый в условиях города, самый небезопасный для участников движения, нередко – очень дорогой в приобретении и обслуживании. И точно - самый шумный. Резко стартуя с места или двигаясь на большой скорости (свыше 100 км/ч), сам мотоциклист подвергается такому шумовому давлению, которое может вызвать серьезные нарушения слуха и даже глухоту за несколько минут – если он не пользуется специальными защитными приспособлениями. Зрительная реакция человека при таком шуме (90-100 децибел) снижается на четверть. Безвредный для здоровья уровень шума значительно ниже. Жители домов, прилегающих к проезжей части, по которой носятся такие мотоциклы, могут обеспечить себе спокойствие только одним способом: раскошелиться на тройной стеклопакет, хороший кондиционер и снотворное. Либо обратиться в правоохранительные органы.


Санитарные правила и нормы допускают уровень шума возле проезжей части до 55 децибел днем и до 45 – ночью. Для нарушителей тишины в ночное время (с 23.00 до 7.00) предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Кроме того, по свидетельствам очевидцев, пренебрежение Правилами дорожного движения (скоростной режим, движение на перекрестках, приоритеты и т.д.) для ночных гонщиков – дело обычное. Встречаются на ижевских улицах и мотоциклы без каких-либо опознавательных знаков и государственных номеров.


Год назад Владимир Львович обратился в ГИБДД с просьбой навести здесь порядок. В телефонных разговорах с заместителем начальника Управления ГИБДД МВД УР Валентином Моховым и командиром полка ДПС ГИБДД Сергеем Усатых он указывал на многочисленные нарушения Правил дорожного движения со стороны лихачей-мотоциклистов, свидетелем которых может стать любой житель города, оказавшийся в центре в выходные вечером. Как рассказывает Владимир Львович, на словах к его сообщению отнеслись с пониманием – записали информацию, пообещали разобраться.


Тем не менее никаких практических последствий этот разговор не имел. Байкеры продолжали кататься, как обычно, а в 2009 году, после зимнего «затишья», появились вновь. На этот раз нежелание (или неспособность) органов справиться с ситуацией проявилось более отчетливо. По утверждению нашего источника, Валентин Мохов отказался принимать какие-либо меры, сославшись на то, что догонять таких экстремалов опасно: будут серьезные ДТП и жертвы. В то же время заместитель начальника милиции общественной безопасности, исполнявший тогда обязанности находившегося в отпуске замминистра МВД по УР Михаила Березуева, заявил, что уже запланировал на ближайшие дни ночной рейд в центр города. «Надо отдать должное, - говорит Владимир Львович, - в тот вечер байкеры, действительно, куда-то делись». Однако уже на следующей неделе они вновь появились и ездили, как ни в чем не бывало.


У Владимира Львовича есть собственная версия происходящего. «У них очень дорогие мотоциклы, - говорит он. - Посмотреть на них, так они в коже, с девочками, словом, золотая молодежь, сынки высокопоставленных чиновников. Просто где-то наверху дано указание – не трогать, вот и не трогают». Такая версия выглядит достаточно правдоподобно, учитывая, что ряд крупных ижевских предпринимателей известны своей любовью к дорогим японским мотоциклам.


В приемной УГИБДД МВД УР по телефону мне сообщили, что Валентин Мохов в отпуске, и предложили связаться с замещающим лицом – Александром Коробейниковым, который выслушать мой вопрос отказался. «Отправляйте официальный запрос, - сказал Александр Коробейников, - сами понимаете, контора государственная. Если мне руководство даст распоряжение, я с вами пообщаюсь, как хотите – хоть устно, хоть письменно». Спасибо, говорю. «Не за что, пока», - говорит Александр Александрович. Вот уж действительно… Телефоны отдела обеспечения общественного порядка МОБ отозвались только длинными гудками.


Кстати, повышенная «криминогенность» двухколесного транспорта ежегодно становится объектом пристального внимания ГИБДД и милиции общественной безопасности в рамках традиционных операций «Мотоциклист», проводящихся обычно в период с мая по сентябрь. Каждый год указанные организации отчитываются о тысячах выявленных нарушений Правил дорожного движения, эксплуатации и регистрации мотоциклов. Распространенным нарушением в районах республики является использование агрегатов, числящихся как утилизированные на момент проверки. В том числе это те самые чудеса техники, которые умельцы собирают из древней рухляди, чтобы покататься по проселкам, а то и поставить на службу в домашнем хозяйстве. В столице же республики на рычащих монстров стоимостью от 10 тыс. долларов управы нет. «Как же так, - недоумевал я в разговоре с товарищем, - у нас ведь видеокамеры на перекрестках». «Так всего ведь 24 кадра в секунду съемка, - отозвался он, - слишком быстро. Они в кадр, наверное, попасть не успевают».


«Слишком быстро» - это и есть суть основных претензий к лихачам-мотоциклистам со стороны других участников дорожного движения. «Жажда скорости» при неумелом вождении и излишней самоуверенности становится причиной ДТП с трагическим исходом. В пропагандистском тексте, размещенном на стенде у одного из входов в здание УГИБДД МВД УР, например, говорится: «Скорость, подобно наркотику, создает опьяняющее чувство. Сходство с наркотиками проявляется и в эффекте привыкания. В первые дни самостоятельных поездок неопытного водителя опьяняет скорость в 50 км/ч. Потом этот показатель меняется 70-90-100 и так далее, пока не поднимется до смертельно опасных доз». Тем не менее для некоторых водителей автомобилей и мотоциклов скорость становится серьезным спортивным увлечением. Они объединяются в клубы стритрейсеров, байкеров, райдеров и порой проводят мероприятия на достаточно хорошем организационном уровне.


Так, 1 августа на ул. Союзной около АГК «Дружба» состоялось «авто-мотошоу» при поддержке администрации Устиновского района и Управления по физической культуре и спорту г. Ижевска, нескольких солидных спонсоров. Разумеется, соревнования, к участию в которых приглашались все желающие, проходили на специально подготовленной трассе, что исключало возможность претензий со стороны граждан, водителей авто и милиции.


Днем раньше, 31 июля, в Ижевске состоялся заезд «ижевских ночных стрит-рейсеров» - своеобразного клуба любителей, объединившихся вокруг недавно созданного сайта, посвященного уличным гонкам. Прочитав анонс мероприятия, обещавший «свободу, ночь, ставки и адреналин», можно было подумать, что именно здесь обретаются ночные нарушители тишины и спокойствия. Не тут-то было.


На месте сбора, указанном на сайте, я нашел организатора гонки, представившегося Эдуардом, и попросил рассказать, как складываются отношения стритрейсеров с сотрудниками ДПС. «По городу гоняться нельзя, что это будет за гонка? Победитель приезжает к финишу и тут же лишается прав, - сказал Эдуард. - Мы поедем организованной колонной, отсюда восемнадцать километров. Там, за городом, будет трасса». Всего в заезде приняло участие шесть экипажей. Как сообщил мне на следующий день один из участников мероприятия, каких-либо чрезвычайных происшествий в ходе гонки не случилось. Надо полагать, что и сон мирных граждан от загородных развлечений молодежи также не пострадал.


Резонный вопрос: если «ижевские ночные стритрейсеры» понимают, что «по городу нельзя», тогда кто такие те мотоциклисты, которым «можно»? Возможно, как и предполагал Владимир Львович, значительная часть из них - это те люди, которые не участвуют в спортивных праздниках и не создают интернет-клубов, потому что и без того знают друг друга слишком хорошо.