Каждый детсад получил в свое время увесистый документ, в котором детально прописывалось, как в связи с надвигавшейся датой следует воспитывать патриотов родного края.

«Пользовались ли вы в работе этим документом?» - поинтересовалась я у педагога Дарьи Белокрыловой, заместителя заведующей МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 288». «Мы давно разрабатываем направление патриотического воспитания в региональном разрезе, - несколько уклончиво ответила Дарья Сергеевна, - поэтому в принципе у нас такая работа постоянно ведется, и она дает результаты. Вообще-то, мы к каждому празднику готовимся. И ко Дню города всегда устраиваем конкурсы». Говоря это, Дарья Сергеевна достала подшивку стихов и рисунков за 2009 год.

Мой Ижевск, моя столица!
Он мне даже ночью снится.
Рано утром просыпаюсь.
Я Ижевску улыбаюсь.
Я люблю мой милый город,
Он мне бесконечно дорог,
Здесь живет моя семья,
Мама, баба, дед и я!


(Илья, 7 лет)

«А насколько самостоятельны такие произведения, если учесть, что автору всего 7 лет?» - спросила я, рискнув сбить возвышенный настрой своей собеседницы. «Да, - неожиданно согласилась педагог. – Конечно, здесь видна рука и воспитателя, и родителей. Но дело ведь не в этом. Важно уже то, что с ребенком хоть кто-то поговорил на темы, отвлеченные от бытовых».
Но я не унималась: «Вы сказали, что работа дает результаты. Вы что, спрашиваете у своего выпускника: «Ты - патриот?» и получаете утвердительный ответ? Я хочу понять, как вы оцениваете успешность патриотического воспитания?»

Дарья Сергеевна была лояльна к моим провокациям: «Сейчас и не всякий взрослый ответит на такой вопрос. Мы их детям не задаем, ведь наша задача – не выработать рефлексы, построить в шеренги и зазубрить, не вдумываясь. Хотя, конечно, очень эффектно выглядит, когда дети не по возрасту рано начинают, например, читать и писать. Но редко кто из родителей задумывается, что готовность к школе – это не столько владение навыками, сколько определенный уровень эмоциональной зрелости». Педагог согласилась, что, по большому счету, понятие «патриотического воспитания» по отношению к детсадовцам условно: «Оно – часть нравственного воспитания, которое основывается на трех составляющих. В 2-3 года формируется теплое, уважительное отношение к близким, к семье, в 3-5 лет – к природе, и только с 6-7 лет есть смысл разговаривать с детьми о чувстве принадлежности к чему-то более абстрактному – например, к Родине. Только к этому возрасту они оказываются способны понять, что такое Удмуртия, Россия. Но если говорить о формальной стороне, то, например, наши выпускники знают фамилии президентов Волкова и Медведева». «Вы с ними политинформации проводите?» - «А как же?!»

Логично предположить, что если для ребенка все начинается с близкого и понятного, то и патриотическую программу должна разрабатывать не только федеральная, но и малая родина. Ничего подобного! Федеральные программы на этот счет категоричны: в разделе «Региональный компонент» они задают основные параметры воспитания любви к отечеству, щедро снабжая их примерами из «Москвоведения». В Удмуртии эти программы, минуя местные образовательные ведомства, ложатся прямиком на стол заведующего и педагога детского сада. «Мы потому и выбрали программу «Развитие» Венгера (известный детский психолог): в ней нет пошагово прописанных процедур, - продолжила Дарья Белокрылова. - Только общие принципы и понимание того, что ребенок в определенном возрасте способен усвоить. А все остальное каждый сад продумывает самостоятельно».

«Рисунок-ассоциация». В вершине треугольника ребенок должен был нарисовать то, как он представляет себя, в нижней - фигуры своих родителей. Ассоциации с мамой, работником профилактория, и папой, стоматологом, действительно, похожи на детские, чего не скажешь о «самопредставлении» ребенка, которое скорее напоминает желания родителей.«Но все не так просто, - в разговор вступила заведующая МДОУ «Центр развития ребенка №288» Алла Фоминых. – Изначально программа выглядела чересчур общо. Например, в первой редакции в методических указаниях к одному из занятий было записано: «Воспитатель рассказывает о происхождении жизни на земле». И точка. Мы всем коллективом не один день голову ломали, как шестилеткам об этом рассказать. Что, посвящать их в теорию «большого взрыва» или в догадки о причастности инопланетных цивилизаций? Сейчас это уже четко прописано: мы рисуем линейку эволюции – от одноклеточных до приматов и человека…»

«Неужели дети понимают?» - удивилась я. «И не только это понимают! – заверила Алла Ильсояровна. - Мы даже обсуждаем вопрос о дальнейших путях эволюции. Что же касается патриотического воспитания, то здесь каждый сад, действительно, ориентируется исключительно на свои возможности: кто-то лепит, кто-то воссоздает кубатуру архитектурных памятников. У нас, например, лучше всего пошло «ориентирование на местности».

После того как в младшей группе дети освоили создание фамильных и групповых эмблем и гербов, в средней группе их начинают учить ориентироваться в самом близком и безопасном для них пространстве – на территории детского сада. Малыши с удовольствием заглядывают во все углы, запоминают расположение помещений, рисуют планы, а на итоговом занятии получают задание: например, найти мяч в спортзале или мочалку в бассейне. В старшей группе задания уже посложнее - знакомство с окружающей природой как на территории (изучаются цветники, собираются гербарии), так и за пределами детского сада (экскурсии в Дом природы и зоопарк). В итоге дети без труда перечисляют зверей, птиц и растения, встречающиеся в нашей местности. «Подготовишки» после таких «тренировок» уже легко переносят обзорные экскурсии по городу, которые проводят не воспитатели, а профессиональные гиды, и даже выезжают в музей деревянной архитектуры в Лудорвае.

«Конечно, усвоить большой объем информации на экскурсии детям непросто, ведь они все очень эмоционально воспринимают, - сказала Дарья Белокрылова. - Поэтому до или после экскурсий – как удобно воспитателю – все дополнительно проговаривается, изучаются планы и карты. Так что к итоговому занятию ребята уже свободно показывают нужные объекты на карте города».
Вот такой подход к воспитанию патриотизма: чтобы полюбить, надо сначала узнать. Думаю, очень правильный подход.