Объективно этот процесс следует признать правильным, необходимым для повышения прозрачности: бюджет должен помочь «маломощному» плательщику, чтобы тот был в состоянии оплатить коммунальные счета. В 2006 году такое «обналичивание» произошло в сфере жилищных субсидий.


И прошло довольно гладко. Однако с тех пор количество предоставляемых жилищных субсидий неизменно сокращалось, из числа прежних получателей то и дело выбывают те, чей доход в связи с очередной «индексацией» пенсии или каким-то иным перерасчетом вдруг на сотню-другую «зашкаливает» за 22 процента. Это «черта», которая позволяет плательщику претендовать на жилищную субсидию.


«Д» не раз писал о таких ситуациях, когда на вышибание «лишних» получателей «работало» даже новое значение регионального прожиточного минимума. То есть «монетизация» субсидий, так или иначе, но привела к сужению круга их получателей.


Здесь уместно напомнить и то, что произошло с «монетизацией» ветеранских льгот по 122-му федеральному закону. Этот закон «всего лишь» предложил властям субъектов РФ самим выбрать – оставить ли их в натуральном виде или «равнозначно» заменить деньгами? Шестнадцать российских регионов оставили, как было. Там не было никаких волнений. Напомню, что в Удмуртии Госсовет УР первоначально обсуждал вообще компенсировать лишь 100 рублей в качестве доплаты к пенсии за отмененные проезд в транспорте, зубопротезирование, оплату телефона и многое другое. Вот тогда и началась «седая революция».


Мне лично пришлось присутствовать на встречах активистов Общественного Совета пенсионеров с Юрием Питкевичем, где премьер раскладывал на составные части сумму 220 рублей ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты) как доплату взамен отмененных льгот на проезд (150 руб.) и 50 процентов платы за телефон (70 руб.). За пять лет действия ЕДВ для региональных льготников выросла с 220 до 291 рубля, то есть на 32 процента, а за социальный проездной ветераны с мая текущего года уже отдают 206 рублей. Если бы власти сохранили хотя бы ту же схему компенсации (проездной + телефон), то нынешняя ЕДВ должна была бы выглядеть так: 206 + 160 = 366 рублей. Но ведь этого нет! Об этом просто умалчивают, когда называют новую, якобы «индексированную» с учетом инфляции цифру ЕДВ.


Объегорили пенсионеров и на льготе оплаты за электричество. Мудрили-мудрили с 33 киловаттами, потом совершенно незаконно применили к ветеранским льготам таблицу из постановления Правительства УР, относящегося к оплате тех потребителей, у кого нет приборов учета. Лимит, на который пришлась льгота (ополовинивание), стал чуть повыше, но всё равно он не покрывает реальной половины от потребленного! Напустили такого туману, что разобраться без специалиста стало просто невозможно.


Я уже не упоминаю ушедший в небытие проезд междугородним автобусом, ремонт зубов, медицинское обслуживание и целый ряд других видов льгот. «Монетизированные» ветераны, и без того не шиковавшие, в один момент превратились в нищих. Поэтому особенно дорожат 50-процентной скидкой на жилищно-коммунальные услуги. И то сказать – есть разница платить из 4-5-тысячной пенсии 700-800 рублей или 1800-2000 рублей. Памятуя «горячую зиму» 2005 года, власти заранее начали пиар-кампанию по «разъяснению» необходимости, неизбежности и гуманном способе проведения «монетизации» льгот ЖКУ.


Остановлюсь на некоторых из аргументов, которые приводятся в официальных изданиях. Тут нам объясняют, что не перейди регион на «монетизацию» этих льгот, так мы «выпадем» из федеральной программы капремонта по 185-му закону, потому что это есть один из обязательных пунктов реформирования сферы ЖКХ. Мол, соседи давно эту льготу «монетизировали». Так Татарстан, кстати говоря, уже и всю свою квоту из фонда выбрал! А мы не только не выбрали, но в очередной раз «пролетели» - вместо 910 млн нам дают 303 на 2009 год, что будет дальше, никто сейчас не сможет угадать. А ведь деньги на новые компенсации тоже из того же Фонда ЖКХ пойдут. Кто сегодня поручится, что фонд еще раз не обратится в Госдуму за очередным секвестром? Тогда нам начальники с грустью скажут (как сейчас про вылетевшие из программы многоквартирные дома) – вот видите, это не мы виноваты, это объективные причины. На «погоду» не обижаются.


Нам говорят, что размер «монетизации» будет в точности таким, каков был размер уменьшения квартплаты. Сколько вычитали из начисленного по платежке, столько же, говорят, придет и на книжку (или на почту, куда пенсионер ходит за пенсией). Читаю высказывания коммунального начальства в «Удмуртской правде».


Начальник отдела экономического анализа и прогнозирования Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Надежда Попова: «Размер денежной выплаты будет высчитываться исходя из установленного законодательством объема мер социальной поддержки для каждой категории граждан с учетом действующих тарифов и нормативов, на основании региональных стандартов стоимости ЖКУ, используемых для расчета жилищных субсидий, которые ежегодно принимаются Правительством УР для каждого муниципального образования, то есть будет индивидуальным для каждого льготника. Кроме того, в республике должны быть утверждены региональные стандарты на услуги ЖКХ по всем муниципальным образованиям региона, подготовлена нормативно-правовая база, отработан механизм перехода…»


Этот дивный образчик «новояза» скорее должен насторожить, чем убедить в добрых намерениях чиновников. Ведь «объем мер социальной поддержки» за пять лет непрерывно падал и сокращался, «действующие тарифы и нормативы» росли и крепли. «Кроме того, региональные стандарты на услуги ЖКХ» - не разработаны, не приняты, и никому из тех, кто в этой сфере «наваривает» свои барыши, это не нужно. То есть объективно есть все основания ждать нечто вполне невразумительное, из чего чиновники снова «слепят» «талмуд», понятный только им и удобный и выгодный получателям наших платежей. Но посмотрим. Они же обещали опубликовать предмет своего творчества.


В той же публикации в УП читаю, что в результате «монетизации» льгот ЖКУ «повышается ответственность органов власти перед льготниками, так как не осуществить или задержать платеж в адрес гражданина морально и юридически труднее, чем в адрес предприятия». Какой цинизм! Органы власти уже достаточно продемонстрировали, что им глубоко плевать на население вообще, а на стариков втройне! «Повышается ответственность предприятий перед гражданами…» Имеются в виду наши управляющие компании, которые в точности повторяют практику ГЖУ – деньги получают, прячут и ничего не делают. «Повышается прозрачность бюджетов» - оно могло бы быть так, если бы человек мог точно знать, кто и по каким правилам ему начислил, правильно ли? И оспорить, если обманули, да так, чтобы клерк работу потерял из-за этого. Но ведь этого тоже никогда не будет.


Якобы «улучшится ситуация в финансовой сфере», поскольку в расчетной системе возрастает доля «живых» денег и, соответственно, платежная дисциплина. Насчет платежной дисциплины мы только что разбирались по ситуации с горячей водой в Ленинском районе. Там никто не говорит ни о каких льготах, а платежей – нет. Почему эта платежная дисциплина вдруг настанет?


«Улучшится экономическое состояние предприятий – производителей услуг. Население является более надежным плательщиком, чем бюджет. Даже если граждане не осуществляют платежи или осуществляют их не вовремя, предприятия смогут легко отстоять свои права в административном или судебном порядке. С органами власти, осуществляющими управление бюджетными потоками, это сделать невозможно. Если органы власти будут полностью выполнять свои обязательства перед гражданами, то в значительной степени будет решена проблема выпадающих доходов предприятий – производителей услуг, возникающих при обслуживании льготных категорий граждан». Это просто песня! Да ни одна управляющая компания не покажет, что её «экономическое состояние» улучшилось, всё так же будут «стонать», что денег не было и нет, всё так же будет утекать в бездонные закрома какого-нибудь УКСа.


«Повышается бюджетная дисциплина. Граждане будут лучше осведомлены о том, какой объем бюджетных средств они получают и на что расходуются средства»… Граждане просто перестанут платить тем, кто и так ни черта не делает. Так что ничего хорошего от новой волны «монетизации» ждать не приходится. Остается только не терять бдительность.