Первая мысль – ну, конечно, раз в Липовой роще, где стоит загородный коттедж президента Удмуртии Александра Волкова, значит, в упомянутом доме живет какое-нибудь начальство или его обслуга. Для них бюджетных денег жалеть не станут. Но всё оказалось не так.


Двухэтажный кирпичный 8-квартирный дом по адресу: Лесной хутор, 7, по преданию, был построен военнопленными немцами. По документам люди здесь живут с 1950 года. Накануне произошедшей в 2005 году передачи дома с баланса Вараксинской птицефабрики на баланс города Ижевска он уже трещал по швам и требовал капитального ремонта. О чем прямо было сказано в Акте межведомственной комиссии, датированном сентябрем 2004 года.


Никто из жильцов до сих пор не реализовал свое право на приватизацию занимаемого жилья. Все они являются нанимателями муниципальных квартир. Хотя это обстоятельство отнюдь не облегчило жителям процесс «понуждения» собственника – Администрации г. Ижевска - к приведению в порядок своей собственности. Через три суда пришлось пройти Светлане Гилёвой, чтобы доказать очевидное, да еще скрепленное межведомственным актом: дом для жилья пригоден только после капитального ремонта.


Не буду задерживаться на перипетиях того, как добивались исполнения решения суда и как затем всех жильцов Лесного хутора переместили в муниципальный маневренный жилой фонд. С осени 2007-го по лето 2008 года дом стоял на ремонте, то есть ремонтировался. Как это делалось, другой вопрос. По словам Светланы Гилёвой, ни дефектной ведомости, ни сметы никто из жильцов в глаза не видел. Ремонт производил подрядчик – ООО «Успех». Опасаясь подвоха (о котором я скажу ниже), Светлана ежедневно приезжала в свой дом, поэтому, можно сказать, все работы шли у нее на глазах.


В итоге она и еще одна женщина-соседка никаких актов выполненных работ не подписали, потому что перечень недоделок, на их взгляд, таков, что ни о каком капитальном ремонте речи быть не может. Но никто и не просил их подписывать эти акты. Те документы, что позже стали доступны, подписаны со стороны заказчика начальником отдела технического контроля ГЖУ Андреем Белышевым и ведущим инженером Сергеем Граховым.


Осенью прошлого года людей в спешном порядке выселили из маневренного фонда, требуя немедленно перебраться в «отремонтированный» дом. В заявлении, написанном Светланой Гилёвой в адрес депутата Гордумы Андрея Коновала, перечислены только крупные позиции из недоделанного: остались, как были, огромные трещины на фасаде и между стеной и отмостками, фасад не покрашен, не выполнен подшив крыши, нет герметичного прилегания оконных блоков. Серьезные претензии к печам. В доме по адресу: г. Ижевск, Лесной хутор, 7 нет элементарных удобств: водопровода, канализации, газа. Зато здесь большие квартиры с высокими потолками.


И теперь мы плавно переходим к главному вопросу: кому нужен дом без удобств на краю элитного поселка? Еще в начале 90-х начальство птицефабрики намеревалось дом расселить. Во всяком случае, на этой «волне» кто-то даже успел съехать. Но не сложилось. В освободившиеся квартиры вселили новых жильцов. Стали жить дальше. В 2005 году дом пытались поджечь. Есть справка МЧС, что возгорание началось сразу в четырех местах.


Когда выселили жильцов в связи с начавшимся ремонтом, не зря они ездили, как на работу, смотреть на идущий ремонт: в воздухе носилась идея «жильцы выехали, а дом сломался». Получая выкопировку градостроительного плана микрорайона, затребованную судом, Светлана Гилёва однажды наткнулась на готовый проект застройки под названием «Вест-Хаус». Небольшие элитные домики на 2-3 семьи. Ничего лишнего. Только их дом в том проекте не пре-дусматривался.


Из всех этих обстоятельств напрашивался вывод, что квартиросъемщикам старого дома жить здесь нормально не дадут – в момент передачи дома от птицефабрики на муниципальный баланс даже рядом расположенную водозаборную колонку размонтировали и железяки куда-то унесли. Теперь от дома до ближайшего источника водоснабжения – километр по пересеченной местности. Хотя по нормативам должно быть не более 100 метров. Проект прокладки водопровода и канализации то ли есть, то ли нет. Во всяком случае, «Ижводоканал» технические условия выдал и сметную стоимость определил – более 300 тыс. рублей. Но городское начальство исправно отписывает жалобщикам, что денег на водопровод в городской казне нет. Просили установить хотя бы электроплиты, чтобы на них готовить еду. И этого нет.


От газовой магистрали до Лесного хутора каких-нибудь 50 метров и будет-то. Почему не бросить ветку? Газ решил бы все проблемы с отоплением, душем, приготовлением пищи. Ведь можно наверняка найти какие-то партнерские схемы с финансированием. Никто не ищет. Почему? Да потому что этот дом уже как бы «за балансом». А после «успешного» (подрядчик фирма «Успех») «капитального ремонта» в печах тяги не стало вовсе. Хотя в актах выполненных работ ремонт печей расписан как по нотам: одного кирпича «ушло» тысяча штук. И во всем так: написано «краска универсальная водоэмульсионная», на поверхности – банальная побелка. Пол, уложенный аккуратными немцами, был из ровных, толстенных целых досок. Их выломали, настелили какую-то «обрезь», которая ходит ходуном. По всем этим причинам исполнительное производство по дому до сих пор не закрыто.


Что получается? Городской бюджет в 2008 году выделяет фактически почти 6 млн рублей на 8-квартирный дом. Для примера: на 80-квартирную «хрущевку», где я живу, смета на капремонт сделана на 5,5 млн рублей, включая дорогущий теплосчетчик. По актам выполненных работ, как уже сообщалось выше, было затрачено чуть больше миллиона. Где остальное-то?


Как предполагают жильцы Лесного хутора, в той первоначальной смете, возможно, были и водопровод, и канализация, и газификация. Ведь надо же как-то обосновать такие баснословные цифры! И, судя по некоторым оговоркам чиновников, можно было сделать вывод, что ванны и туалеты в доме в самом деле могли появиться. Но не появились.


Координатор общественного движения «Домовые комитеты Ижевска», депутат Гордумы Андрей Коновал ставит вопрос так: а не лучше ли было найти средства для расселения жителей из этого ветхого дома, тем более что муниципалитет предлагает к продаже участки земли, расположенные как раз здесь же в Липовой роще. Стартовая цена квадратного метра больше тысячи рублей, а на аукционе она еще вырастет. Возможно, конкурсная продажа участка, занятого этим домом, окупила бы расходы на покупку жилья для его жителей?