Организованный сверху митинг в поддержку ипотечного проекта президента Удмуртии не отличался большой численностью. Теперь становится ясно почему - 1000 молодых семей, готовых покупать жилье на условиях республиканских властей пока просто не существует. На фото: г. Ижевск, 11 апреля 2009 года. «Сегодня, 8 июня Президент Удмуртской Республики Александр Волков провел очередное заседание, посвященное реализации программы «Доступное жилье – молодым семьям», - торжественно сообщил официальный сайт республики www.udmurt.ru. «Это первый проект в России. Удмуртия вновь прокладывает дорогу другим регионам страны», - цитируются на сайте слова президента Волкова.


Отношение Удмуртии к федеральной программе


Почему «вновь», и куда еще именно «проложила дорогу Удмуртия», президентская пресс-служба не уточнила. Однако до последнего момента в вопросе «жилищно-молодежной политики» республика находилась, скорее, среди аутсайдеров. Как известно, с 2007 года в стране действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Наши соседи, Пермский край и Татарстан, получали по ней в 2008 году самые большие субсидии в сравнении со всеми остальными регионами России. Пермский край получил 388 млн. руб., Татарстан - 315 млн. руб. Что касается Удмуртии, то и в 2007 и в 2008 году наша республика в этом проекте не участвовала, не подав даже заявку. По данным деловой прессы, республиканские власти не успели подготовить в установленный срок требуемые по закону документы. Официальная версия, озвученная в прошлом году Анатолием Кловзником, заместителем министра строительства и жилищной политики УР звучала, правда, иначе: «Нас не устраивали условия подпрограммы. Львиная доля субсидий ложилась на плечи субъекта, софинансирования федерации и республики было в соотношении 1 к 3 – для Удмуртии эта ситуация была неприемлема». «Д» уже комментировал эту позицию республиканского Минстроя, указав, что региональные власти, тратя миллиарды средства на дорогостоящие «фасадные стройки», настолько не желают вкладываться в решение жилищным проблем молодежи, что готовы отказаться от тех денег, который выделяет федеральный центр. Более того, несмотря на то, что в 2008 году условия подпрограммы были предусмотрены в пользу уменьшения доли софинансирования регионов (28 % от всей суммы - центр, 12% – субъект РФ), Удмуртия участия в программе в прошлом году так и не приняла.


Лишь в 2009 году республика, наконец, подала заявку, однако, судя по информации на официальных веб-сайтах, из 6 городов Удмуртии, участие в подпрограмме принял только город Ижевск, в списке которого фигурируют 294 семьи. Это при том, что только по официальным данным в улучшении жилищных условий сегодня нуждается порядка 12 тысячи молодых семей республики. Для сравнения - в Нижегородской области в первом квартале 2009 года органами местного самоуправления было заявлено на участие в подпрограмме 2518 молодых семей. 4 мая правительство области подало заявку в Минрегионразвития РФ на софинансирование из федерального бюджета субсидий 896 молодым семьям в размере 435,8 млн. рублей (еще 210 млн. руб. заложены в областном и муниципальном бюджетах).


Напрашивается вывод, что Удмуртия, позиционируемая президентом Волковым в качестве первопроходца в помощи молодым семьям в решении жилищного вопроса, фактически не использовала сколько-нибудь серьезно даже потенциал соответствующей федеральной программы. И, похоже, не собирается. На муниципальных и правительственных сайтах республики просто отсутствует информация о том, как жители Удмуртии могут принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». О федеральной подпрограмме не сообщают в пресс-релизах, не посвящают ей ни пресс-конференций, ни специальных совещаний, ни даже «добровольно-принудительных» митингов, как это было устроено 11 апреля у Резиденции Президента Удмуртии.


Основные информационные усилия в последние месяцы сосредоточены на создании шумихи вокруг так называемой «президентской» программы «Обеспечение жильем молодых семей», которой Александр Волков еще в апреле успел похвалиться на приеме у российского премьера Владимира Путина.


Местный проект


Впрочем, рекламная шумиха еще не означает успешную реализацию проекта. О том, что молодежь, несмотря на предусмотренный программой льготный ипотечный кредит, не спешит принять участие в программе, говорилось еще в середине мая. «Сегодня приобрести квартиры готовы лишь 175 молодых семей из тысячи запланированных, - прокомментировал очередное совещание с элементами «торжественной порки» телеканал «Новый Регион». – «Из рук вон плохо», - так сегодня оценил президент Удмуртии работу Министерства строительства и ижевской администрации... Они до сих пор не подготовили списки семей, готовых купить жилье под льготный процент».


Судя по всему ситуация за прошедшее время улучшилась ненамного. На прошлой неделе глава муниципального образования город Ижевск Виктор Балакин на вопрос «Д», может ли он назвать количество семей, готовых принять участие в программе, прямо ответил: «Пока, к сожалению, нет… Но я сегодня смотрел по городу Ижевску по районам. Там от шестидесяти до девяноста человек по районам проходят собеседование в Сбербанке. Порядка двадцати трех человек, например, отказались. Остальные взяли время подумать» - обрисовал картину глава города. Если исходить из того, что в среднем в районе уже нашлось 75 потенциальных участников программы, то соответственно всего в пяти районах города это порядка 375 человек. При этом, если, как утверждает Балакин, человек двадцать уже отказались, то получается, что тех, кто «взял время подумать», около 270 человек. Не факт, что все эти люди потом будут реально участвовать в программе. Между тем, в настоящий момент уже подготовлен список из 1123 квартир, которые участники программы смогут приобретать по льготным кредитам.


Отчасти трудности с набором желающих попасть в республиканскую программу объясняются жесткостью параметров, под которые должны попасть претендующие молодые семьи – претенденты, отчасти – элементарным отсутствием у ижевской молодежи финансовых средств, что не позволяет взять даже льготный кредит. По следам одной из публикаций в газете «День» на эту тему на местном интернет-форуме talks.mark-itt.ru завязалось обсуждение. Во-первых, многие удивляются, что участвовать в программе, оказывается, могут только работники бюджетной сферы – СМИ в своих материалах на этом акцент никогда не делали. Во-вторых, многие получили отказы, потому что для признания «нуждающимся» необходимо проживать в помещении площадью менее 10 кв. метров на одного человека. «Живу в съёмных хатах, но мне было отказано, так как я прописан в более чем 10 метрах, хотя за душой ни сантиметра не имею...» - пишет на форуме один из участников обсуждения. Других не устроили условия Сбербанка: «Мы молодая семья, нас четверо, в т.ч. двое детей. Стоим в очереди с 2002 года. Сегодня дали документы для оформления в Сбербанке кредита под 5% годовых… И что вы думаете. Чтобы взять кредит на 20 лет под 5% годовых нужно найти поручителя, который за эти 20 лет не достигнет пенсионного возраста, у которого доход не меньше нашего, и который больше не сможет взять на себя кредит, т.к. является нашим поручителем. ГДЕ НАЙТИ ТАКОГО ПОРУЧИТЕЛЯ? А еще банк берет комиссию 4% за открытие ссудного счета от стоимости кредита, а кредиты-то на квартиры немалые.


Представляете, нам по этой программе дают двухкомнатную она стоит 1 млн. 900 тыс. Если внести первоначальный взнос остается где-то 1.700.000. Какому бюджетнику это под силу? В месяц выплачивать по 14 тыс.»


Остаются неясными преимущества республиканской программы перед федеральной. Во всяком случае, на первый взгляд, федеральная программа выглядит более выгодной, так как по ней можно получить субсидию в размере 40 процентов от общей стоимости жилья и покупать то жилье, которое ты сам выберешь на рынке, а не в тех домах, которые включили в программу. По нашей республиканской программе можно снизить кредитную ставку до 5 процентов, первоначальный взнос до 10 процентов и на какую-то долю общую стоимость жилья, так квартиры для льготников по региональной программе будут предоставляться по фиксированной цене от 28,5 до 32 тыс. руб. за кв. метр.


Попытки «Д» получить разъяснения о преимуществах и недостатках обеих программ от официальных лиц особого успеха не имели. В одной районной администрации города нам сообщили, что консультации даются только индивидуально. В другой – сообщили, что «смотреть надо в каждом конкретном случае индивидуально», и что не факт, что федеральный центр выделит средства по своей программе. Схожий ответ получил и один из участников обсуждения на форуме: «Звонил сегодня в администрацию Октябрьского района. Они вызывают народ в порядке очередности, дают информацию и посылают в Ссбербанк. Желающих много, но не все соответствуют критериям «сбера». До меня (373-й в очереди) пока не добрались. Еще спросил про федеральную программу - тут мне сказали, что пока все глухо». Если это так, то получается, что чиновники фактически саботируют продвижение федеральной программы? Может, все дело в том, что по федеральной программе ее участник сам определяет, у кого и где именно ему приобрести жилье, а в республиканской программе участвуют лишь те строительные компании, которые определил лично президент Волков?


Оргвыводы


Речь, конечно, не идет о том, что республиканская программа не нужна, если есть федеральная. Речь о том, что решение серьезного вопроса не должно подменяться политическим «пиаром». О том, что нельзя из соображений политической конъюнктуры раскручивать один общественно-значимый проект в ущерб другому. О том, что необходимо организовать информационно-методическую работу с населением по указанной проблематике. И о том, что на следующей встрече президента Волкова с первыми лицами страны (если таковые еще будут) хвалиться, наверное, cледует уже достигнутыми успехами, а не едва проработанными прожектами.