Ко дню рождения поэта открыла выставку «Пушкинотека» Национальная библиотека УР, всеми известная «Ленинка». С А.С. Пушкиным библиотеку связывает ее история, ведь с 1937-го по 1957 год она носила имя великого поэта. Потом библиотеке дали новое, большое здание, перед которым поставили памятник Ленину и переименовали соответственно, как шутят сами сотрудники, «по просьбам трудящихся».


Выставка представляет собой весьма интересную подборку книг самого юбиляра, а также книг о его жизни и творчестве. Количество последних, кстати, уже давно превысило количество работ, созданных самим Пушкиным. Встречаются и совершенно потрясающие экземпляры, например, книга 1937 года «Наследие Пушкина и коммунизм». Кроме этого книжного многообразия имеется и полная родословная классика. Каждый желающий может поискать на этом генеалогическом древе своих именитых предков – вдруг окажется, что вы – неизвестный ранее потомок Пушкина?


Представлены на выставке и некоторые предметы из коллекции нашего местного коллекционера-пушкиниста А.В. Новикова. Особое внимание привлекает копия посмертной маски поэта, но много и предметов его эпохи: гусиное перо, театральная программа, монеты и т.д.


На открытии экспозиции 4 июня выступили, как водится, знатоки творчества Александра Сергеевича. Не знаю, откуда черпается тот пафос, с которым они рассказывали о юбиляре, но мне кажется, что к реальному Пушкину эта философия имеет очень мало отношения.


Особенно запомнилась вдохновенная речь Виктора Ивановича Чулкова, известного удмуртского пушкиноведа и руководителя пресс-службы президента Удмуртии. Его мудреная, местами даже слишком, речь выражала лестную для Пушкина, но спорную мысль о том, что до него (и после него тоже) никто Россию понять не смог. «До него все воспринимали мир фасеточно, как зрение у стрекозы, - говорил Виктор Иванович, - не было целостной, единой картины мира. И вдруг одному человеку в одно мгновение стало видно во все концы света: Пушкин увидел весь мир в его универсальности и целостности». Слова, конечно, громкие, только вот обидно за других русских классиков. С тем же успехом в речи можно было заменить Пушкина на Достоевского (Толстого, Чехова и т.д.). Конечно, нет сомнения в том, что Александр Сергеевич – «духовный универсум» в истории нашей страны, но доводить его роль до абсурда, наверное, не значит делать ему честь.


Даже если бы у Пушкина не было своего официального дня в календаре российских праздников, он все равно остался бы и самым любимым, и самым «русским», и даже самым популярным писателем и поэтом. Поэтому 6 июня – это просто дань памяти, повод для всех ценителей русской литературы обсуждать, делиться своими мыслями, перечитывать вновь и вновь. Если вы тоже причисляете себя к таковым, то встретиться с единомышленниками, а также освежить в памяти вечные строки вы можете в «Пушкинотеке». Выставка в Национальной библиотеке продлится до 19 июня.