Предполагается, что комиссия будет работать в Ижевске в течение двух дней - 4 и 5 июня. Еще в марте в Интернете появилась информация о том, что в адрес председателя ФНПР Михаила Шмакова поступило письмо из Удмуртии, в котором резкой критике подвергалась деятельность председателя Федерации профсоюзов Удмуртской Республики Евгения Орлова. Как удалось выяснить, данное письмо по поручению коллег было направлено председателем республиканской организации профсоюза «Оборонпроф» Григорием Черных. Прокомментировать содержание документа до окончания проверки комиссии лидер профсоюза республиканских «оборонщиков» отказался, однако в распоряжении «Д» имеется копия указанного обращения.

В числе конкретных претензий к Евгению Орлову авторы письма называют приобретение в разгар кризиса внедорожника Kia Sorento. «…На заседании Республиканской трехсторонней комиссии 18 декабря 2008 года господин Орлов Е.Н. в своем горячем выступлении, обращаясь в адрес присутствующих на заседании руководителей предприятий, призвал их сократить количество имеющихся у них 5-6 «мерседесов»… Самое интересное выяснилось в январе, оказывается, в то время, когда Орлов вовсю критиковал начальников за чрезмерные расходы, сам он в это время вел переговоры с руководством Автозавода по приобретению в служебное пользование джипа Kia Sorento», - обращают внимание на двуличность позиции Евгения Орлова авторы обращения. В письме отмечается, что данный автомобиль (стоимостью порядка 1 млн руб. – Ред.) был приобретен без обсуждения на исполкоме совета Федерации профсоюзов УР и что в распоряжении Орлова на тот момент уже имелось несколько автомобилей, включая приобретенный всего 2 года назад (также без ведома исполкома) Hyundai Sonata. При этом председатель контрольно-ревизионной комиссии Федерации профсоюзов Николаев В.Ф. в проведении проверки правомочности приобретения автомобиля Kia Sorento отказал, заявив, как сказано в письме, что «ему проблемы не нужны». «Просим создать комплексную комиссию для проверки всей хозяйственно-финансовой деятельности председателя федерации за последние 5 лет. Есть большие сомнения по правильному использованию проф-союзной собственности», - говорится в обращении.

К использованию профсоюзной собственности имеет отношение и обозначенный в письме сюжет о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении: «Без установленного регламента Орлову установили ежемесячный «пенсион» в размере двух прожиточных минимумов. Это при зарплате, установленной неизвестно как и кем в размерах, недопустимых правилами приличия и чувства меры…» «День» уже писал о том, что 27 июня прошлого года Евгений Орлов подписал постановление исполкома совета Федерации профсоюзов УР, согласно которому после его ухода в отставку в дополнение к пенсии Орлов ежемесячно сможет получать сумму в двойном размере прожиточного минимума. Срок получения пенсии главой федерации определен в 15 лет, следовательно, в выбранный для этой цели Негосударственный пенсионный фонд «Время» должно быть перечислено порядка 1,5 млн руб. профсоюзных средств для обеспечения дополнительного личного пенсиона Евгения Орлова. Скорее всего, это будут дивиденды, поступающие от профсоюзной собственности в ОАО «Санаторий «Металлург» и ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи», или средства от коммерческой аренды помещений в здании Облсовпрофа.

«Ревизию хозяйственно-финансовой деятельности санаториев не проводит, никого с проверкой к ним не подпускает… Многие вещи решает без обсуждения на исполкоме или методом опроса. Действует единолично, без согласия коллегиальных органов, в том числе ведет некоторые финансовые расходы, не утвержденные сметой. На наши предложения и письма не реагирует», - указывают на «непрозрачность» ситуации с профсоюзной собственностью авторы письма.

Резкой критике подвергается организационная сторона деятельности Орлова. Указывается, что сколько-нибудь серьезной работы по координации действий отраслевых профсоюзных организаций в республике не ведется, что, в то время как зарплата Орлова повышается, численность членов профсоюзов в Удмуртии снижается. «…Его это не волнует. Откровенно, цинично говорит, что он проживет за счет аренды помещений», - цитируют Орлова авторы обращения. «Так оно и есть, сегодня примерно 60% профсоюзных взносов, поступающих в федерацию, идут только на его зарплату, все остальное за счет аренды. Как членам профсоюза его прокормить? Может быть, средства от коммерческой деятельности нужно направлять на мотивацию профсоюзного членства, а не на приобретение очередной машины для поездки на рыбалку или другим личным делам?» - говорится в письме.

Насколько серьезными окажутся результаты этого демарша «профсоюзной оппозиции» и вызванной им проверки? Вряд ли стоит тут питать какие-либо иллюзии. Нынешнее руководство ФНПР, последовательно поддерживающее «партию власти», думается, скорее заинтересовано в сохранении на своих постах таких начальников, как Орлов. Полагать, что председатель ФНПР Михаил Шмаков будет наводить в удмуртских профсоюзах порядок, в то время как основная масса профсоюзного актива остается пассивна и готова терпеть произвол собственных руководителей, по меньшей мере, наивно.