Еле различимый силуэт на старой фотографии. Все, что осталось от скульптуры известного скульптора.Скульптура «Промышленная Удмуртия» была создана знаменитым на весь мир скульптором Александром Николаевичем Бургановым. Даже если вы не были в Москве и не видели таких его работ, как фонтан с Принцессой Турандот и памятник Пушкину и Наталье Гончаровой на Арбате, не надо далеко ходить, чтобы познакомиться с его творчеством. А.Н. Бурганов – скульптор всем известного монумента «Навеки с Россией», ему же принадлежит рельеф «Муза» на Дворце культуры «Металлург», превратившемся в кинотеатр «Ижсталь». Так что художественная ценность «Промышленной Удмуртии» очень и очень велика.


Где же сейчас находится этот памятник и почему ижевчане, несмотря на прошедшие и предстоящие юбилеи, не имеют возможности видеть «Промышленную Удмуртию»? Об этом я решила поговорить с директором УрМИИ Татьяной Глуховой. Татьяна Владимировна встретила меня крайне враждебно, сразу спросив, с какой это стати я интересуюсь данной скульптурой? Мой «праздный» интерес ей явно показался подозрительным. Когда я робко спросила, где же сейчас находится «Промышленная Удмуртия», Татьяна Владимировна ответила, что скульптура убрана в хранилище и извлекать её оттуда на свет божий никто не планирует. Все это было сообщено мне весьма резким тоном. Но апогей враждебности настал, когда я поинтересовалась, есть ли возможность на эту скульптуру взглянуть. Тут, как говорится, я узнала о себе много нового: «А откуда я знаю, кто вы такая? Пришли ко мне с улицы, может быть, у вас за дверью бандиты стоят и ждут, когда я вас в хранилище проведу?» Я даже слегка опешила от такого заявления, но потом порадовалась, какой же у музея бдительный директор. А потом опять огорчилась. Ведь этот замечательный памятник теперь, наверное, ни я, ни любой другой житель Ижевска больше никогда не увидит. Если даже те, кто когда-то видел его каждый день, сегодня весьма смутно могут его описать, то что говорить о тех, кто его перед музеем уже не застал? Пройдут годы, о скульптуре забудут, а там, может быть, и в самом деле втихую сдадут на цветмет.


Печально, что кто-то так просто взял и лишил жителей города одного из и так немногочисленных памятников. Ведь бронзовый Александр Сергеевич перед вторым корпусом УдГУ стоит, слава богу, никто его не трогает. Потому что охраняют. А «Промышленную Удмуртию» охраняют совсем по-другому, по принципу «с глаз долой – из сердца вон». Ведь совсем не обязательно выставлять ее просто на улицу, да разве мало в Ижевске подходящих охраняемых территорий!


Музею изобразительных искусств почему-то постоянно не везет. Стоит только пролистать подшивки газет на эту тему, сразу становится очень грустно: то подвал в хранилище затопит, то музей вообще на грани закрытия. В чем тут дело – непонятно. Галереи сейчас вполне востребованы, место тоже хорошее. Однако в музее охватывает такое чувство, что время здесь остановилось в тяжелых кризисных 90-х годах. Из буклета, вышедшего в середине 80-х, можно узнать, что в музее хранится множество художественных полотен и скульптур известных удмуртских и российских мастеров. Где же они сейчас? В данный момент, например, действуют две выставки, но ни одна из них не имеет отношения к нашему культурному наследию. Или его тоже спрятали от греха подальше?


Облик города постоянно меняется, и в этом нет ничего плохого. Но постепенно и незаметно для нас из него исчезают какие-то милые для сердца знаки. Конечно, появляется много других, новых. Но скульптур Бурганова больше не появляется, а жаль. Есть в них что-то такое самобытное и народное. Увы, крепкая, сильная женщина, олицетворяющая промышленную Удмуртию, сейчас замурована за семью печатями, всеми забытая. В контексте того, что произошло с промышленностью республики в последние годы, все это выглядит очень символично. Остается утешать себя тем, что «Промышленная Удмуртия» таким образом все же сохраняется для потомков.