В Ижевске более сорока фирм, предоставляющих услуги такси. Точную цифру назвать невозможно, потому что в этом бизнесе в последнее время наблюдается настоящее бурление: фирмы появляются и исчезают одна за другой с бешеной скоростью. При этом реклама просто переполнена невероятными предложениями супердешевых поездок. Некоторые службы обещают поездки на уровне цены проезда в общественном транспорте - от десяти рублей.


Бурная реакция


Однако такое бурление в «таксишном» бизнесе - не признак зарождающегося рынка, а скорее болезненные симптомы. По словам директора такси «Ника» Анатолия Плетнева, чья служба существует уже не первый год, на рынке услуг такси сегодня наблюдается патовая ситуация: «С одной стороны, доступ к бизнесу довольно-таки прост и желающих работать много, а с другой стороны, спрос значительно упал». Доступность «таксишного» бизнеса обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сегодня не нужно получать отдельную лицензию на этот бизнес, не надо покупать право работы на выделенной радиочастоте специально для своей службы, что тоже стоило немалых денег. «Я лет пять пробивал частоты в Москве – четыре частоты. А теперь это просто – через прошивку телефона устанавливается», - сообщил Анатолий Плетнев. Льготные условия, которые и не снились ветеранам ижевского таксопарка, завлекают немало молодых бизнесменов. Серьезным плюсом в сложившихся условиях стал вопрос кадров. Если раньше водителя на приличном автомобиле и с хорошим опытом нужно было еще поискать, то теперь в отдел кадров выстраиваются целые очереди. В основном это менеджеры, взявшие кредит на машину и потерявшие работу, или уволенные с предприятия рабочие, которым больше нечем зарабатывать, кроме как собственным авто. Знающие люди рассказали, что некоторые службы такси сделали даже градацию автомобилей, когда хорошие иномарки, отнесенные к классу «премиум», получают заказы в первоочередном порядке, а последними получают отечественные «Жигули».


Казалось бы, есть хороший персонал, нет больших затрат – бери и делай. Но нет клиентов. То есть складывается искаженный рынок. Из-за того что заказов мало, а возить за 20-30 рублей нерентабельно, многие службы такси идут по одному и тому же сценарию: сначала быстро входят на рынок, набирают себе пару десятков водителей, а через несколько месяцев закрываются из-за низкой прибыльности. «Тем, кто уже давно на рынке такси, невыгодно, чтобы появлялись эти «однодневки». Они нам, конечно, не конкуренты, но, посудите сами, если мы, например, получаем в день порядка двух с половиной тысяч заявок (не все из них подтверждаются), то десять «однодневок», если каждая по сто заказов отнимет, – уже половины прибыли нет», - поделился нехитрой арифметикой Анатолий Плетнев.


Существовать на таком нестабильном рынке сложно. Однако политику «суперакций», которую в последнее время стали практиковать многие, Анатолий Владимирович не одобряет, уверяя, что в большинстве случаев это просто «пиар»: «Где предлагают десять рублей за поездку – это все только реклама. Когда человек звонит, то оказывается, что это, например, только первый километр по такому тарифу, и т.д.». Но общее снижение цен, как одна из мер оживления рынка, все же наблюдается. «Снижают все, и мы тоже в ближайшее время будем вынуждены это сделать», - сообщил директор «Ники».


В конце беседы я рассказал Анатолию Владимировичу о службе «социального такси» - это новая фирма, перевозящая пассажиров на легковых машинах по маршрутам городского транспорта и по ценам маршруток. Анатолий Плетнев наслышан об этой организации, но сама идея ему не нравится: «Они ведь у городского автотранспорта клиентов отбирают. Надо свою нишу искать».


Новаторы


Мне было не совсем понятно, как перевозки за 13 рублей могут быть рентабельными, и я сначала подумал, что «социальное такси» - это такая же фирма-«однодневка», которая проводит очередную «суперакцию» для простаков. Однако смущало, что по всем признакам это было и не такси вовсе – ведь его даже вызывать не надо, а просто стой и жди. Мне стало интересно, и я пошел ждать. Первый раз не дождался – машины не было минут двадцать. Второй раз меня подхватили на улице Майской. Все, что мне было нужно от водителя, - это адрес офиса, и поэтому я проехал только одну остановку. Назвав адрес, таксист заговорщически добавил: «Только я тебе ничего не говорил». В засекреченный офис я пробрался на следующий день.


Оказалось, что «социальным такси» занимается некая «многопрофильная» фирма «Профгруппа», которая специализируется на введении различных коммерческих новаторств на рынок Удмуртии. Среди множества их невероятных идей мне понравился уже реализованный проект «СМС дневника»: родители каждый вечер получают оценки ребенка на свой телефон или на электронную почту. Как пояснил мне директор «Профгруппы» Михаил Одинец, «Социальное такси» - это не основной их проект. Мало того, это даже не их идея. В Татарстане подобная служба существует уже третий год и их автопарк, по словам руководителя проекта «Социальное такси» Виталия Некрасова, перевалил за 400 автомобилей. При этом за первые три месяца эта служба в Набережных Челнах набрала около ста автомобилей.


Конечно, я задал Виталию вопрос, есть ли какие-нибудь договоренности с ИПОПАТ, на что он мне честно ответил, что ничего подобного нет. Однако в свое оправдание заметил, что «социальное такси» выбирает для работы только самые загруженные маршруты, которые не справляются с пассажиропотоком. Это не очень меня убедило, так как урегулированного графика у новой службы нет, а следовательно, нельзя и проверить, помогает «социальное такси» пассажирам ИПОПАТ в час пик или нет. Но отсутствие графика, как мне объяснили, дело временное. Важно другое: «социальное такси», по мнению Виталия Некрасова, может стать буфером для всех увольняющихся менеджеров, и это, безусловно, хорошая перспектива. Однако если представить, что подобный бизнес разрастется в разы, то остается вопрос с общественным транспортом, который в настоящее время и без конкурентов приносит одни убытки.





Сейчас в крупнейших городах Урала работает от 50 (в Ижевске) до сотни (в Екатеринбурге) компаний. Их точное количество назвать затрудняются и власти, и сами участники рынка: ротация большей части игроков идет постоянно. Нелегальный и полулегальный сегменты всегда были раздуты, по разным оценкам, они составляют от 50 до 90% всех перевозок такси в уральских городах. Сейчас баланс может снова сместиться в теневую сторону: некоторые клиенты предпочитают переходить в более дешевые компании или вообще отказываться от услуг такси. Касается это и корпоративного обслуживания, так, в несколько раз снизили объемы перевозок своих сотрудников строительные компании.
expert.ru