Концепция


В Удмуртии есть раскрученные и узнаваемые брендовые имена – Петр Ильич Чайковский, Михаил Тимофеевич Калашников, Галина Кулакова, кавалерист-девица Надежда Дурова. Но одними громкими именами туриста в глубинку России не заманишь. В республике не хватает дешевого туристического транспорта, хороших дорог и недорогих отелей. По данным зарубежных исследований, один турист тратит около 200 долларов в сутки в стране, в которую выезжает, и задействует более 10 человек обслуживающего персонала. Почему бы не привлечь эти средства в Удмуртию?


Разработчики проекта отмечают, что состояние наследия, уровень его предъявления и использования не соответствуют современным требованиям развития туристической отрасли. «Туристическая отрасль не сформирована как самостоятельный и влиятельный сектор экономики», - считает заместитель директора Национального музея Удмуртии Марина Рупасова. Она подчеркивает, что в республике отсутствует государственная политика развития туристической отрасли. Также на низком уровне остается маркетинг, тур-операторы и тур-фирмы не интересуются республиканскими направлениями, не хватает подготовленных кадров для приема и обслуживания туристов. Тщательно изучив все проблемы и возможности, разработчики проекта разделили стратегию на три этапа.

Первый «системообразующий» этап должен охватить период с 2010 по 2012 годы. «На этом этапе решаются все задачи создания благоприятных организационно-правовых и экономических условий для развития культурно-познавательного туризма. В качестве площадок пилотных проектов выделяются города: Ижевск, Воткинск, Глазов и Сарапул, а также районы: Дебесский, Балезинский, Глазовский, Алнашский, Игринский и Каракулинский».


На втором этапе (2013-2015 гг.), названном «инвестиционным», «на основе комплексного исследования региона выделяются территории, приоритетные для развития туризма, и проводится разработка качественного туристического продукта, его сертификация. Продвижение программ на российский и международный уровень».


Третий этап (2015 г.) обозначен как «отчетно-аналитический». В этом году разработчики ожидают получение следующих результатов: «переход на новый уровень развития отрасли культуры, повышение роли учреждений культуры на региональном уровне, рост занятости населения и доходов». Ни во время презентации проекта концепции, ни после коллегии участники совещания так и не смогли назвать даже примерную стоимость реализации этой стратегии.


Школьники в Париже


«В регионе сложилась ситуация, что школьники выезжают в Париж, но ни разу не были в районах Удмуртии», - сокрушается замдиректора Национального музея Удмуртии Марина Рупасова. По ее словам, даже в соседние регионы жители Ижевска и других городов республики выезжают как туристы, однако обратного потока туристов – в Удмуртию - нет. Многих отпугивает, мягко говоря, неустроенность быта в удмуртской глубинке и всеобщее и беспробудное пьянство местного населения. Родители просто боятся отпускать своих детей, тратить деньги на не такие престижные, как зарубежные, поездки вглубь страны. Но и эти «предрассудки» разработчики планируют развенчать при помощи грамотной рекламы. «Все слышали об английском Стоунхедже, туристы стремятся туда попасть. Но ни в одном рекламном проспекте не указывается, что дойти до него можно только по болоту и в резиновых сапогах», - говорит Михаил Саранча, представитель разработчиков от Удмуртского государственного университета. Жители республики просто не знают, что уже есть положительный опыт культурно-познавательного туризма в Дебесском районе, – это тур «Кандальный путь». Там уже восемь домов приобрели статус гостевых изб. Семьи, проживающие в этих домах, готовы принять туристов. Часто там бывают гости из-за рубежа и оставляют весьма положительные отзывы о приеме.


Туристические маршруты этого района Удмуртии только начинают работать, и пока удается зарабатывать не более 60 тыс. рублей за сезон, что для удмуртского села тоже немалые деньги.

Пока программы стратегии сориентированы на школьников и студентов Пермского края, Татарстана, Кировской области и Башкирии. Но даже и здесь не обойтись без финансовой поддержки федерального центра. В качестве примера г-жа Рупасова привела специальную школьную программу в Финляндии. Финские дети и подростки за счет государства посещают все финно-угорские республики и страны. Самый оптимальный вариант развития – объединение финансовых усилий частных инвесторов и государственной поддержки. Без бюджетных денег в развитии туристской инфраструктуры просто не обойтись, согласились все участники коллегии. На этом пункте обсуждение стратегии закончилось.