Как было раньше, до того, как появились платежки сначала от РЭКСа, а затем и от «КРЦ-Удмуртия»? На руках граждан была абонентская книжка, куда по итогам месяца каждый самостоятельно вписывал новые показания счетчика, вычитал из этой цифры данные за прошлый месяц, разницу (объем потребленной за месяц энергии) умножал на действующий тариф и эту цифру оплачивал. Время от времени поставщик электроэнергии мог послать контролеров для проверки, что счетчик в порядке, а показания соответствуют тем, что были оплачены.


Я лично не сомневаюсь, что подавляющее большинство жителей Ижевска именно так и поступают, не ставят «жучки», не хитрят, просто стараются лишний раз «не жечь» электричество, если можно честно сэкономить. Но вот с появлением зеленых платежек всё пошло наперекос. Цифры в платежках перестали соответствовать показаниям наших счетчиков, а в итоговом столбце предъявлять к оплате стали столько, что у многих, как говорится, глаза на лоб полезли.


Поясню на личном примере. За февраль, март и апрель расхождения между реальными показаниями моего квартирного счетчика и тем, что пишет мне «КРЦ-Удмуртия», достигли 271 киловатт, что соответствует полуторамесячной норме потребления электричества в моей квартире (в деньгах это 542 руб.). Теперь, после скандалов и разбирательств конца прошлого года, я вижу, как эта разница набегает. Энергетики умножают на количество дней в месяце некую абстрактную цифру, которую они называют «расчетные показания». Приходил ко мне контролер 1 декабря, записал показания. Там их «усреднили», то есть нашли арифметическим путем среднесуточное потребление. И с тех пор «накручивают» на декабрьской цифре, которая характерна для МАКСИМУМА потребления. С того времени ни разу никаких контролеров не было. Но я теперь плачу строго по счетчику.


Как оказалось, не я одна такая «озабоченная» - на исходе зимы в редакцию «Д» обратилась Алевтина Руслякова, которая тоже встала в тупик – откуда берут энергетики такие цифры, которые значительно расходятся с реальными?! После нашего разговора Алевтина Николаевна написала два запроса – в прокуратуру Индустриального района г. Ижевска и «Комплексный расчетный центр – Удмуртия». И вот теперь мы можем судить обо всей «хитрой механике», опираясь на информацию из первых уст.


За подписью исполнительного директора г-на Зорина «КРЦ-Удмуртия» отвечает, что «расход электроэнергии, а следовательно, и суммы к оплате, указываемые в счетах, являются расчетными и определяются на основании среднесуточного расхода электроэнергии по каждому потребителю за период между двумя последними контрольными снятиями показаний счетчика контролерами ООО «КРЦ-Удмуртия», поэтому фактические показания счетчика могут значительно отличаться от расчетных <…> перерасчет счетов производится после каждого снятия показаний счетчика контролерами КРЦ. Дополнительно рекомендую для более точных расчетов сообщать показания со счетчика ежемесячно с 15 по 20 число в КРЦ по телефону 51-46-60».


Всё перевернуто с ног на голову. Если контролер будет приходить ко мне один раз в год, то получится, что и корректировать величину оплаты КРЦ тоже будет раз в год. То есть в течение целого года, платя по среднесуточному МАКСИМУМУ, я буду авансировать… кого? Комплексный центр? Энергетиков? Интересная деталь всплывает также из прокурорского ответа в адрес Алевтины Русляковой. Так, за подписью прокурора Индустриального района г. Ижевска г-на Кузнецова там написано, что собственники жилых помещений, в соответствии с Жилищным кодексом, должны платить за коммунальные услуги своей управляющей компании. По Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление № 307) управляющая компания – это «исполнитель коммунальных услуг». Но в следующем абзаце оговорено, что «в переходный период реформирования электроэнергетики может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы непосредственно от собственников». То есть, как следует из текста, нам может предъявить счета напрямую поставщик электричества.


В рамках реализации этого права управляющая компания (в случае с Русляковой это ЖРП-8) заключила договор с ООО «Региональный сбытовой комплекс» («РЭКс» - гарантирующий поставщик). Ладно.


Однако в следующем абзаце прокурорского ответа сказано, что, «в свою очередь, между ООО «РЭКс» и ООО «КРЦ-Удмуртия» заключен договор на оказание услуг биллинга, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательство по начислению гражданам платы за потребленную электроэнергию и их последующему перечислению РЭКсу».


Что такое «биллинг»? От англ. billing - составление счёта - в некоторых видах бизнеса автоматизированная система учёта предоставленных услуг, их тарификации и выставления счетов для оплаты. Но хочу напомнить, что сам РЭКс был создан несколько лет назад именно как «торговый дом» электрических сетей. То есть фактически без нашего спроса потребителю впарили очередного посредника. Надо полагать, «КРЦ-Удмуртия» по этому договору тоже имеет свою «маржу». Откуда она берется, понятно без слов.


И последнее – «объем потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов потребитель указывает самостоятельно с использованием показаний индивидуальных приборов учета». Всё правильно. Я никому никуда не обязана звонить и докладывать. Моё дело – вписать показания и оплатить потребленное.


На днях в кассовом зале Энергосбыта по адресу: ул. Ленина, 4, где теперь вечная толчея и склоки из-за непонятной людям системы начисления, я стала свидетелем типичного диалога. Мужчина говорит оператору в окошке, что всегда платит точно по предъявленному счету (зеленая платежка), и вдруг пришел счет, в котором значение новых показаний оказалось меньшим, чем было в предыдущем. Как нам теперь ясно, у него дома побывал контролер КРЦ и выставил реальную цифру потребления, в соответствии с которой была произведена корректировка в сторону уменьшения платежа. Но ведь человек НЕ ЗНАЛ, что он авансирует поставщика. И таких потребителей десятки тысяч. Можно только догадываться, как распоряжаются с неба свалившимися деньгами те, кто «рулит» этими потоками. Горячую тему коммунальных платежей мы оставляем на контроле. На очереди новые сенсации.