Первая из выставок открылась в 16 часов. Галерея «Грифон» представляла непривычное для нормального человека видеоискусство от арт-группы ANACHORET, в состав которой входят видеохудожники Павел Мурыкин и Никита Сморкалов, поэт Владимир Баталов и художница Екатерина Мирошина. Небольшой выставочный зал утопал в полумраке, духоте и этнической музыке. Немного привыкнув к освещению и тесноте, понимаешь, что от выставки в традиционном понимании здесь практически ничего нет. В одном углу на подушках восседали музыканты с ситарами, флейтами и прочими индийскими народными музыкальными инструментами. В двух других углах стояло по большому телевизору, только перед одним были стулья, перед другим – коврики для занятий йогой. В центре зала черной клеенкой было огорожено небольшое пространство с четырьмя телевизорами поменьше. В последнем углу проекторы высвечивали на стене три экрана. Наверное, это и было искомое видеоискусство.


Выяснилось, что зал изображал «модель вселенной». Представленная зрителям инсталляция, по утверждению организаторов, была создана по принципу мандалы, или «карты космоса». Один из авторов выставки, Павел Мурыкин, объяснил всем присутствующим, что означают отдельные элементы их экспозиции. «Все пространство галереи представляет собой единую видеоинсталляцию. У нее есть несколько частей, как вы видите, проекторы – это видеоарт «Поэмы трех миров», – рассказал Павел Мурыкин. - В центре экспозиции, за декорациями, находится инсталляция «Стороны света», каждый может пройти и просто лишний раз побыть наедине с природой, светилами. Есть уголок священных молений. С помощью интерактивного меню вы можете совершенно интуитивно ползать по его разветвлениям. Это произведение не имеет протяженности и полностью зависит от зрителя. Звуковое оформление – парни с ситарами и флейтами - группа «Это». В ходе вечера мы устроим показ видеопоэзии на стихи нашего друга и коллеги Владимира Баталова».


Павел Мурыкин и Никита Сморкалов, друзья еще со школьных лет, теперь студенты 4 курса исторического факультета УдГУ, давно известны в узких творческих кругах как создатели необычных, альтернативных видеофильмов. «Выход за рамки кино для нас очень важен, интересна работа именно в пространстве, моделирование пространства посредством видеоряда. «Поэмы трех миров», в основе которых лежит шаманская мифология, это наша первая, пробная, работа в этом жанре», - пояснил Никита Сморкалов. Откровенно говоря, этот самый «видеоряд» как раз был на выставке самым незамеченным. Возможно, виной тому было избыточное количество посетителей в небольшом по площади зале и слишком громкая музыка. Зато высказывавшие свое мнение гости отмечали потрясающую атмосферу, творческую, но уютную, которую не так-то просто бывает создать на выставках. На мой взгляд, тем, кто посетил выставку не в день открытия, было гораздо проще уловить спокойный, созерцательный дух индийской философии. Приятный бонус – на открытии угощали настоящим китайским чаем, приготовленным, как утверждалось, по всем правилам чайной церемонии.


Время подходило к пяти часам, и надо было спешить на следующую выставку - в ТЦ «Сити». В торговом центре «Сити» молодым художникам, открывшим здесь творческую мастерскую для общения с единомышленниками и создания своих работ, выделили тоже небольшое помещение. Никакой информации о том, что здесь будет происходить, до открытия получить не удалось. Прождав минут двадцать за закрытой дверью среди тех, кто зря торопился прийти вовремя, я уже начала задумываться о поспешности своего ухода с предыдущего мероприятия. В этот момент дверь, наконец, открылась, мы прошли внутрь. И застыли у порога. Дальше пройти никто не решался. У противоположной стены на высоченном деревянном помосте сидело нечто в белом латексном костюме, с белой коробкой на голове, напоминающей птичью голову, и длинных, свисающих до земли штанинах. Я, наверное, ничего не понимаю в современном искусстве, потому что меня в это время занимала только одна мысль: «Как же он, бедный, дышит в этом коробе?!» За спиной существа сидели две девушки, и эта троица нараспев повторяла какие-то бессмысленные слова. Когда первый шок прошел, посетители разбрелись по комнате рассматривать немногочисленные картины.


Открытие мастерской стало и поводом для выставки работ художников из творческого союза «Ка-503». В настоящий момент в этой группе 13 человек, в основном это студенты факультета дизайна и худграфа УдГУ. Позднее к мастерской добавится еще и галерея. Арт-директором мастерской и галереи стала Юлия Орлова, преподаватель УдГУ, художник и, кстати, дочь известного удмуртского художника Сергея Орлова. На открытии присутствовал и друг семьи - Энвиль Касимов, который уже один раз использовал ТЦ «Сити» под выставку «Курица-Бог». Фанерные курицы, оставшиеся после того мероприятия, до сих пор сиротливо стоят на первом этаже торгового центра.


Вообще, выбор места для мастерской независимых художников кажется очень странным. Торговый центр работает с 11 утра до 9 вечера, и предполагается, что художники будут творить в этом же режиме. Понятно, что для любого творческого человека такие рамки, мягко говоря, тесны. Юлия Орлова, к которой мы обратились с этим вопросом, подтвердила, что данное обстоятельство их, конечно, не устраивает, так как после 21.00 – самое время для творчества, но администрация «Сити» непреклонна, а это единственное место, куда художников согласились пустить безвозмездно.


Из приятных моментов с открытия мастерской могу вспомнить лишь угощение молоком, что в прошлый жаркий четверг было весьма кстати. Что касается картин, то большинство из них мне уже доводилось видеть на других выставках. «Нечто», сидящее на трехметровой высоте, вдруг стало кидаться в посетителей мятой бумагой, и это ненадолго привлекло внимание публики.

Итого: две выставки за два часа, две очень душные комнаты, два бесплатных напитка. Если выбирать между представительностью и атмосферой, я, пожалуй, выберу второе. Мой вердикт: один-ноль в пользу выставки «SVET».