Валентина Волобуева в своем иске детально расписала всю «механику» несправедливого отъема районного коэффициента.Такое решение суда не стало неожиданностью для заявительницы – Валентина Яковлевна прекрасно отдавала себе отчет, что её иск – это покушение на Систему. Однако для всех получателей трудовых пенсий в Удмуртии это судебное разбирательство можно считать «методологическим», потому что Валентина Волобуева в своем иске детально расписала всю «механику» несправедливого отъема этого районного коэффициента у не самого зажиточного «класса» страны.

Вот как аргументировала Валентина Волобуева свои требования. Пенсия ей была рассчитана в 1997 году, когда она оформляла её по вредному стажу. В то время действовал единый для всех категорий граждан РФ закон «О государственных пенсиях» № 340-1. Этим законом для лиц, кому пенсия рассчитана без учета размера зарплаты, районный коэффициент к пенсии начислялся. С 1 января 2002 года пенсия Волобуевой была пересчитана в соответствии с новым законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. И Валентина Яковлевна лишилась «уральской» надбавки. Причем, как она доказывала в суде, аргумент законодателей, что, мол, «уральский» коэффициент учтен в величине размера заработка, участвующего в формуле расчета пенсии, на самом деле, является фикцией. То есть 173-й закон учитывает не весь заработок «застрахованного лица», а только величину, ограниченную коэффициентом 1,2. Так, для своего случая Валентина Яковлевна приводит цифры: размер её заработной платы 3382,05 руб.; средняя по стране - 1671 руб.; установленная Правительством РФ – 1494,50 руб. «Соотношение моей зарплаты к установленной правительством, - говорит истица, - ограничивается коэффициентом 1,2. То есть в моем случае в расчет взята не вся моя зарплата (3382 руб.), а только 1793,40 руб. Поэтому я считаю, что районный коэффициент никоим образом в размере моей пенсии учтен не был».

Было бы понятно, если бы эти 15 процентов убрали одномоментно из всех пенсий. Но нет. Тот же самый 173-й закон «О трудовых пенсиях» не просто ввел более высокий «ограничитель» при расчете пенсии для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним областей (от 1,5 до 1,9), но еще и в виде последующих корректировок дополнил его выплатой к базовой части пенсии «полярок», то есть «районного коэффициента». С «уральскими» получают пенсию и все получатели так называемых «государственных» пенсий. Но это отдельная тема.

По словам Валентины Волобуевой, в одно время со 173-м законом был принят и 166-й федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В этом документе пенсия для госслужащих, военнослужащих и ряда других категорий получателей пенсии рассчитывается совершенно по другому принципу и составляет величину, резко отличающуюся от сумм «трудовых пенсий».

Закон № 166 предусматривает начисление «уральских» процентов к государственным пенсиям, причем не к части (базовой или страховой, там такого деления попросту нет), а ко всему размеру пенсии.

Таким образом, констатирует Валентина Яковлевна, в нашей стране имеет место дискриминация среди получателей пенсий, то есть прямо нарушается ряд статей Конституции РФ – принят закон, умаляющий права пенсионеров; идет дискриминация по месту жительства, виду деятельности и социальному статусу людей.

Главный парадокс с выплатой/невыплатой «уральских» состоит в том, что, когда их вводили при Советском Союзе, причиной введения была необходимость компенсации дополнительных затрат населения на преодоление более жестких климатических условий проживания – то есть нужно больше платить за отопление, покупать более теплую одежду, калорийней питаться. В нынешней абсурдной ситуации получается, что при расчете заработка бюджетникам государство эти затраты считает нужным учитывать. Государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при расчете пенсии – тоже, а подавляющему большинству получателей трудовых пенсий Уральского региона – нет. Будто все они в момент получения трудовой пенсии оказались жителями южных районов.

Несправедливость пенсионного законодательства в вопросе об «уральском» коэффициенте настолько самоочевидна, что тут и спорить вроде бы не о чем. Почему же проигран суд? Да по той же самой, вполне очевидной причине. Этот ужасный 173-й закон «О трудовых пенсиях» никем в Конституционном суде не оспорен, стало быть, это хороший и правильный закон, устраивающий всех.

Территориальные органы Пенсионного фонда «всего лишь» дисциплинированно применяют этот, на данный момент действующий закон. Исправить это положение могут депутаты, например, Госсовета Удмуртии, выйдя с предложением в Государственную Думу России о внесении соответствующей поправки в закон. Но на письма с такими предложениями от ижевских пенсионеров в Госсовет УР получены только отписки. Нашим депутатам, видимо, не до проблем своих избирателей-пенсионеров.