Разговоры о том, что представительницы республиканских СМИ, аккредитованные при Госсовете Удмуртии и Администрации Президента и Правительства УР, одеваются слишком вызывающе и пора бы уже разработать соответствующие инструкции, чтобы пресечь проявления легкомысленности в нарядах, велись давно. Так, на прошлой неделе на сайте «Сусанин», который является неофициальным «рупором» власти, появилось сообщение под заголовком «Полуголые журналистки свели с ума депутатов Удмуртии». В нем, в частности, говорится: «Народные избранники были поражены внешним видом представительниц четвертой власти. Глубокие декольте и голые животы, постоянно снующие перед глазами, лишали дара речи и совершенно не располагали к работе. Самой неотразимой в этот день была журналистка одной из «желтых» газет Ижевска - она решила, что красоту незачем скрывать, и этот ее смелый поступок стал предметом особого обсуждения. «Как можно спокойно работать, когда вокруг такая обстановка?» - сокрушались депутаты».


Действительно, на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики наблюдались две молодые, высокие и стройные брюнетки из одного медиа-холдинга с заголенными частями тела. Идеи Фрейда еще никто не отменял, а оголение определенных частей тела является флиртом, который по-прежнему считается одним из эффективных способов коммуникаций. А успешная коммуникация - это залог успешности журналиста. Так что не стоит спускать всех собак и грозить репрессиями прелестным дамам.


Но даже им, частично оголенным, никогда и ни за что не переплюнуть народную избранницу Анну Тонкову, которая для посещения парламента выбирает исключительно короткие платья, расшитые блестками и украшенные леопардовым принтом. Но, видимо, в отношении г-жи Тонковой у коллег работает привычка, и ее экстремальные ансамбли уже никто не обсуждает.


Юбки, сеточка и карандаши


В самом начале карьеры журналиста редакция направила меня на открытие выставки, которая проходила в Администрации города Ижевска. Помимо меня событие заинтересовало только пожилых корреспондентов. Одеты они были очень просто, можно даже сказать, как будто вышли из дома в магазин за хлебом. Стоим, картины рассматриваем, ждем, когда официально выставка начнется. «Ты посмотри, как они одеты, что они о нас напишут… Брюки с пузырями на коленях, пиджак блестит, весь в затяжках и пятнах… Они же на выставку пришли, о культуре пишут», - без всякого уважения к возрасту местных журналистов полушепотом обменивались мнениями друг с другом кураторы выставки из Северной столицы. Увидев, что я с любопытством прислушиваюсь к их разговору, дамы замолчали.


Казалось бы, люди, связанные с искусством, как никто другой, должны понимать, что для творческих личностей оболочка совсем не главное. Почему бы не позволить себе некоторые вольности и небрежность в одежде. Однако именно тогда мне стало ясно, что для журналиста, а тем более журналистки, важен прежде всего внешний вид. Признаюсь, автору этих строк пару раз тоже делали замечание за «слишком узкие джинсы», «слишком глубокие вырезы» и «слишком высокие каблуки». Но иногда бывает, что планируешь с утра весь день плотно поработать в редакции без всяких выходов в свет. Надеваешь любимые джинсы и трикотажную футболку с анималистическим принтом и жмешь себе тихонько на клавиши. Тем более что уже многие ньюсмейкеры не боятся работать с журналистами по телефону. Сидеть весь день в кабинете в костюме, блузке и галстуке неудобно, возить сменный наряд с собой в машине тоже как-то не особо оправдано…


Однако часто случается так, что необходимо срочно куда-то сорваться, поэтому и появляются на репортажах операторы в майках и шортах и корреспондентки в мини-юбках.


«Журналист должен быть одет уместно и невызывающе, соответственно обстановке в первую очередь. Когда я работаю на выпуске (имеется в виду выпускающий редактор, который выбирает события для выпуска, дает задания корреспондентам и проверяет сюжеты. – А.К.), я не отпускаю барышень на съемку с глубоким декольте и в коротких обтягивающих юбках. Узкие джинсы - допустимы при условии, что у них нормальная линия талии - не низко - ну или прикрыты животы. Мини-юбка – недопустима, колготы в сетку в принципе могут быть, смотря с чем они надеты, если платье длиной до колена или чуть ниже. В общем, журналист должен выглядеть так, чтобы не вызывать вожделения или жалости у мужчин и зависти у женщин. Непростительные ошибки - это когда люди идут на работу не для того, чтобы работать, ну и одеваются соответственно», - резюмировала телеведущая одного из местных каналов. Собеседница припомнила, что самый вызывающий наряд на коллеге, который удивил ее, - это длинная юбка, но с разрезом «реально от бедра и красные колготки в этом разрезе». «Было это, кажется, в Госсовете УР несколько лет назад. И было совсем неуместно», - заключила респондент.


«Журналистам не нужен какой-то специальный дресс-код, у всех, кто оказывается в госучреждениях, срабатывает самоцензура. И если первый раз по молодости приходят в молодежном или спортивном наряде, то уже второй раз все бывает в порядке. Журналист с хорошей самооценкой не позволит себе появиться на приеме в резиденции в футболке и шлепанцах на босу ногу. Иногда бывает даже наоборот. Как-то раз корреспонденты пришли на пресс-конференцию, а ее было принято решение проводить на выезде и при всем параде, приходится идти в коровник или на производство. Главное требование – опрятность. Ну и правила гигиены никто не отменял – свежесть и чистота», - на условиях анонимности прокомментировал сотрудник одной из пресс-служб.


Как в других профессиях


Во многих банках и магазинах Ижевска уже введен дресс-код. Согласно ему на рабочем месте девушки должны быть в костюмах, предпочтительно темного цвета, и в блузках. Особенно ополчились работодатели на трикотаж. «Следует избегать фактурного трикотажа - кофт и кофточек - для устранения нежелательных ассоциаций с домашними пирогами, материнской грудью и инфантильностью. Модный сейчас трикотаж легко теряет форму. Трикотажная одежда должна быть без катышков, нерастянутая, выглаженная», - говорится в одном из дресс-кодов. Под запретом любая бижутерия. Все максимально унифицировано с брендом компании.


Однако и в сфере услуг бывают исключения. «Ты сходи, посмотри, кто у вас в соседнем магазине телефонами торгует. Одна грудь здесь, другая там», - фривольно сообщил мне коллега по офису. Действительно, ради такого зрелища стоило подняться с кресла и прогуляться по улице. В небольшом отдельчике на крутящемся кресле сидела барышня, наряд которой однозначно сигнализировал о том, что у нее ни от кого секретов нет, зато есть планы на вечер. «Как продажи?» - поинтересовалась я. «Нормально», - настороженно ответила девушка-продавец. «Извините, а как начальство относится к вашему наряду?» - спросила я. «Нормально, - ответила она мне, хлопая густо накрашенными ресницами, и уже с вызовом переспросила: - А вам что, не нравится?» Мне было как-то все равно, но окружающим мужчинам явно нравилось. Они заходили и рассматривали девушку, задавали вопросы, а та с радостью их консультировала, подтверждая американское выражение «sex sale», то есть «секс продает».