Чиновники постарались заранее успокоить огородную общественность.Заместитель главы Администрации г. Ижевска Валерий Кузьмин сразу заявил, что садоводов Индустриального района строители не будут трогать, по крайней мере, в ближайшие шесть-семь лет. Но, как можно было понять из выступлений других представителей власти, эта дата пока неточная. Дело в том, что есть две другие даты. Во-первых, Генплан, принятый в 2006 г., по которому будет производиться застройка, рассчитан на пятнадцать лет. То есть по прошествии этого времени садовые массивы все же предполагается застроить многоэтажными домами. И есть вторая дата: проектная планировка территории будет разработана не ранее чем через три года. Раньше, уверяют чиновники, начать строительство технически невозможно.


Слишком большой промежуток времени (12 лет), в который застройка может быть начата, у многих вызвал вопросы. Главный архитектор Индустриального района Владимир Третьяков на них не ответил. «Вы задаете достаточно сложный вопрос, и сами это прекрасно понимаете», – отбивался он от собравшихся. Когда конкретно начнется строительство, Третьяков так и не сказал, сославшись на то, что пока нет плана – и говорить не о чем. Чтобы успокоить садоводов, Валерий Кузьмин предположил, что, может быть, застройку вообще отложат в долгий ящик. «Вот через три года появится этот проект. Но это не факт, что он будет вообще когда-нибудь реализован. [...] Это, представляете, все ваши участки выкупить?


Никто вам не скажет, появится ли инвестор, который захочет чего-то там строить», - заявил он. Однако люди не успокаивались. Точную дату удалось вытянуть главе Союза садоводов республики Юрию Попову. Он нарисовал красочную картину: «Люди за руку на улице хватают: «Попов, сколько мы еще тут будем жить?» Что мне им сказать?» Глава администрации Индустриального района Олег Пырегов начал было по второму кругу объяснять, что, мол, администрация «концы с концами не сводит», но его прервал г-н Кузьмин. Он заявил, что после проекта планировки территории должна разрабатываться некая проектная документация – а это еще три-четыре года. Таким образом, отсрочка была увеличена до семи лет.


Митинг скептиков


Были на общественных слушаниях и люди, которые весьма скептически отнеслись к обещаниям администрации. Абузяр Аглиуллин, который уже тридцать лет имеет огородик на массиве «Пенсионер-1» и сегодня является заместителем председателя СНТ по правовым вопросам, начал свою речь с резкого заявления о том, что выступавшие чиновники «нагло лукавят». Он также заявил, что садоводам не стоит надеяться на выкуп для муниципальных нужд. Это подтверждают и полученные Аглиуллиным письма из Министерства строительства и Министерства сельского хозяйства, в которых сообщается, что для выкупа участков на СНТ «Пенсионер-1» у города нет денег. Более вероятна, по словам Аглиуллина, другая схема: когда через посредников будут за бесценок скупаться участки риэлтерами, а потом переоформляться в собственность строительной компании, как это произошло на «Пенсионере-1», где участки скупила строительная компания «КОМОС». Абузяр Закиулович начал было объяснять, что средством борьбы с незаконной застройкой может быть приватизация земель общего пользования. Но его уже в это время почти не слушали. Кузьмин сразу окрестил выступление Аглиуллина «митингом» и стал требовать прекратить выступление. «Вам это надо слушать?» - спросил он у собравшихся. Люди загалдели. Абузяр Закиулович был вынужден остановиться.


Слушания стали сводиться к мелким вопросам. У кого-то электричество воруют, у кого-то пешеходного перехода возле массива не хватает. Чиновники, выслушивая все эти бытовые неурядицы, просили секретаря занести очередную жалобу в протокол собрания и обещали помочь.


Мы вас предупреждали


Почему отнеслись негативно к словам Абузяра Аглиуллина чиновники, мне было понятно: кому понравится, когда в глаза объявляют тебя лжецом? Однако почему выступление Аглиуллина прекратили именно люди, мне было неясно. После собрания я поинтересовался у нескольких садоводов, почему они так отрицательно реагировали на выступление Абузяра Закиуловича. «Он о приватизации говорил, а у нас давно уже у всех участки приватизированы», - ответила мне одна из пенсионерок. Оказывается, люди просто не поняли Аглиуллина, ведь он говорил не о садоводческих участках, а о земле общего пользования. Позже, при личной встрече, Абузяр Закиулович, объяснил мне, что большая проблема при вторжении застройщиков на территорию СНТ заключается в том, что дороги общего пользования находятся в собственности муниципалитета. Если бы они находились в долевой собственности садоводов СНТ, то это и была бы гарантия того, что без ликвидации СНТ (и соответственно, выкупа 100% участков) никакая стройка не начнется. «Ведь зачастую происходит так, что строители, выкупая несколько десятков огородов в массиве, объединяют их в единый участок, заявляя, что дороги общего пользования автоматически переходят в их собственность», - рассказал зампредседателя садового массива. И власти, как правило, этому никак не противятся. И тут нужно понимать, что строители, начиная стройку на территории неликвидированного СНТ, изначально нарушают закон, так как СНТ по определению – это организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. Таким образом, юридические лица не могут быть собственниками садовых участков на СНТ. А строительство на территории массива – это нецелевое использование земли.


Зачем же приватизировать дороги общего пользования? Как объяснил Аглиуллин, если дороги переводятся в долевую собственность участников СНТ, то претендовать на свою часть этой доли каждый из участников товарищества сможет только в случае ликвидации массива. Вопрос только в том, что оформить землю общего пользования в собственность невероятно трудно. «Пятьдесят пять причин найдут, чтобы не отдать. Потому что она не очень дешево стоит. Кадастровая стоимость примерно 700 рублей за кв. метр. Они не хотят такой куш терять. Хотя по закону обязаны предоставить нам в собственность бесплатно», - сообщил Абузяр Аглиуллин.


Тогда я поинтересовался, могут ли, по мнению Аглиуллина, строители раньше трехлетнего срока начать строительство на территориях СНТ. «Это они просто успокаивают. Они боятся, что все садоводческие товарищества подадут заявления на приватизацию земель общего пользования. А у нас это единственная возможность защитить землю», - заявил Абузяр Закиулович.


Председатель СНТ Алексей Ильин напомнил печальную историю своего массива: «2004 год, конец года, двенадцатый месяц, – выпущено постановление только о разрешении проектирования планировки территории. А 5 января 2005 года уже залез бульдозер и начал подготовку территории под застройку дома. Генеральный план еще не был принят, а уже стоял котлован и несколько этажей дома построено». Напомним, что такая же ситуация и на СНТ «Пенсионер-2», где через четыре месяца после публичных слушаний проекта планировки территории выкопали котлован и забили сваи.


Еще одну печальную историю рассказала мне Галина Индирякова, председатель СТ «Металлург-1». В том же декабре 2004 года на публичных слушаниях главный архитектор Владимир Некрасов заявил, а мэр города Виктор Балакин подтвердил, что в ближайшие годы назначение садоводческих земель меняться не будет. Однако в начале 2006 года, когда приняли Генплан, оказалось, что северная часть СТ «Металлург-1» предназначена для объектов социально-культурного назначения, а южная часть – под многоэтажную застройку. Но, может быть, сегодня ситуация переменилась? Возможно, чиновники Пырегов и Кузьмин не лукавили, как считает Аглиуллин, когда называли цифру в шесть-семь лет? Учитывая опыт прошлого, садоводам, во всяком случае, нужно перестраховаться и оформить земли общего пользования и свои участки в собственность. Как говорится, запас карман не тянет.