Награды для генерала Курбатова за фасадные стройки у президента Волкова всегда находились. О проблемах людей в общежитии треста просто никто не думал.История

Общежитие «Надежда», расположенное на улице К. Маркса за бывшим магазином «Удмуртия», в эту схему не вписывается. Особенность ситуации заключается в том, что оно каким-то странным образом до сих пор находится в собственности Российской Федерации. При этом хозяйственное ведение осуществляет УСР № 602, являющееся структурой Управления специального строительства по территории (УССТ) № 6. Именно эти структуры большинство жителей считают виновными в торможении приватизации.

УСР № 602 получило общежитие не случайно. Еще в советское время 18-й трест построил это здание для временного проживания работников. То есть люди приезжали в город, устраивались на работу в трест, а через какое-то время им давали квартиры. Так продолжалось до 90-х годов, когда трест распался, квартиры давать перестали, а комнаты в общежитии из временного жилья превратились в постоянное. Именно те, кто «застрял» в этой общаге, и имеют на сегодняшний день проблемы с приватизацией.

После того как 18-й трест перестал существовать, были организованы разные УССТ. Управление строительства, которому принадлежит общежитие, – это военные строители. Возглавляет УССТ №6 генерал-лейтенант Александр Курбатов. Именно ему президент Удмуртии Александр Волков поручает строительство самых ответственных объектов. УССТ №6 занималось возведением цирка, резиденции президента, реконструкцией кинотеатра «Россия», строительством здания Государственной налоговой инспекции и комплекса «Арсенал».

Конфликт

УСР № 602, которое подчиняется УССТ № 6, возглавляет Владимир Власов. Когда жители общежития выясняли, кто должен заниматься приватизацией их комнат, главный федеральный инспектор Александр Кобзев в официальном ответе на их письмо сообщил, что этот вопрос находится в ведении УСР № 602. Однако когда жители «Надежды» обратились к Владимиру Власову, то в заключении договора о приватизации начальник УСР № 602 им отказал. По словам жителей, мотивировал он это тем, что общежитие является специализированным и предназначено лишь для временного проживания. Люди сначала опешили: есть такие, кто живет здесь несколько десятилетий. «У моей соседки уже внуки здесь родиться успели», - рассказала мне одна из жительниц общаги. Поэтому очень сложно назвать общежитие «временным жильем».

Естественно, граждане решили выяснить, на каком основании их жилье считается временным. Запрос послали в территориальное управление Федерального ​агентства по управлению ​государственным имуществом по Удмуртской Республике Ирине Горьковой. Письмо было отправлено в феврале, ответ не пришел до сих пор. Дальше ситуация начала запутываться. 31 марта этого года г-н Власов написал г-ну Кобзеву письмо, в котором сообщил две принципиальные вещи: во-первых, по словам Власова, общежитие является собственностью Российской Федерации и УСР не вправе принимать решение о приватизации, а во-вторых, общежитие считается зданием для «временного проживания работников Спецстроя России».

Получив письмо, главный федеральный инспектор Александр Кобзев направил инициативной группе жильцов «Надежды» очень интересную и важную бумагу, где процитировал
ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»: «предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения […] с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных и жилых помещений». То есть получается, что Власов и Кобзев живут абсолютно по разным законам и утверждают прямо противоположные вещи.

Почуявшие неладное жильцы отправили обращение с вопросом о приватизации начальнику УССТ № 6 генералу Курбатову, который вообще заявил, что «имущество ФГУП УССТ № 6 при Спецстрое России относится к имуществу, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности и не подлежит приватизации». Как считает представляющая интересы жителей Елена Бранцевич, это неправомерное заявление, так как с того момента, как общежитие будет передано городу и с него будет снят статус общежития, оно тут же будет подлежать приватизации.

Получается, что дело вроде как за малым стало - передать городу. Однако оказалось, что федеральные собственники уже пять лет с 2004 года не могут исполнить предписание закона о передаче жилого фонда в муниципалитеты. И виноваты тут вовсе не московские чиновники, которые вряд ли могут проверить, действительно ли общага предназначена для временного проживания или в ней живут всю жизнь. Правда, жильцы все же написали сначала в Москву, в Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом, и оттуда пришел ответ, что Росимущество готово заняться приватизацией этого жилья, если будет подготовлен пакет документов. Впрочем, писать в Москву было совсем не обязательно. Дело в том, что территориальные управления Росимущества, о которых мы упоминали выше, вправе принимать решения о передаче в собственность городу. В частности, в Удмуртии это может делать Ирина Горькова.

Однако г-жа Горькова мало того что в своих ответах даже не сообщает о возможности передачи здания общежития в собственность муниципалитета, но и прямо заявляет, что «помещение имеет статус общежития, его приватизация запрещена законодательством». Жители общежития, не получив полной информации о своих правах и о возможных способах приватизации, вынуждены были писать бесчисленные запросы в УССТ №6 и УСР №602. Из разговоров с людьми я выяснил, что абсолютное большинство из них считает, что приватизация затормозилась из-за нежелания Власова и Курбатова отдавать общежитие.

Не ангелы

Я же был абсолютно уверен, что это не так, до тех пор, пока мне в руки не попал довольно загадочный договор, который УСР № 602 буквально навязывало всем жильцам «Надежды». Как рассказали активисты общежития, договор навязывается уже не первый год. То есть, например, приходит человек за какой-нибудь справкой в УСР, а ему говорят, что, мол, вы договор подпишите, а мы вам пока справку сделаем. И так далее. При этом данная бумага вовсе не договор социального найма, который администрация УСР почему-то категорически отказывается подписывать с жителями общаги. Это обыкновенный договор найма, который не дает вообще никаких прав на предлагаемое жилье. Например, в нем сказано, что действие договора прекращается «с окончанием срока службы» либо «с окончанием срока обучения». При этом договор предлагают подписать всем - в том числе и тем, кто не работает в УССТ №6 (!). И фактически для тех, кто подпишет эту бумагу, не работая на предприятии, это означает немедленное выселение. В договоре четко прописано, что комната передается для временного проживания, и тут же во втором пункте предлагается указать, в связи с чем предоставляется жилье (работа, учеба и так далее). В итоге подписывающие такой договор даже не могут рассчитывать на то, что их дети смогут претендовать на эти помещения в случае смерти родителей.

Почти никто из жителей подписывать такой договор не стал. На сегодняшний день проживащие в «Надежде» объединились и выдвинули общие требования. В первую очередь они настаивают, чтобы руководство УСР № 602 и УССТ №6 подписало с ними стандартный договор социального найма, во-вторых, от руководителя Управления удмуртского отделения Росимущества Ирины Горьковой жители требуют немедленного принятия решения о передаче здания общежития в собственность муниципалитета. «То, что постановление Правительства РФ «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность», в котором говорится, что общежития должны были быть переданы муниципалитетам до 2004 года, не исполнено, – это халатность конкретных чиновников. От этой халатности сегодня страдают люди – много людей. Ситуацию нужно менять немедленно – или это грозит обернуться обострением конфликта. Бездействие в этом вопросе - недопустимо», - высказывает позицию одна из жительниц общежития «Надежда».