Современная вечерняя школа совсем не похожа на ту, что показали в фильме «Большая перемена».Раньше даже здания «вечерок» отличались от обычных школ, их строили только для взрослых людей, не предполагая, что здесь когда-то появятся подростки. Однако в наше время многое изменилось по сравнению с тем, что можно было увидеть в фильмах «Большая перемена» или «Весна на Заречной улице». Сегодня в вечерних школах проходят обучение чаще всего те, кто вышел из неблагополучных семей, кого отчислили из обычной средней школы, многие состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Есть и такие ученики, кто уже побывал в местах лишения свободы. Конечно же, есть и те, кому по стечению обстоятельств не удалось получить свидетельство о среднем образовании. Причины абсолютно разные, но теперь, когда без образования найти себе более или менее сносную работу становится гораздо сложнее, ижевчане вынужденно потянулись в вечерние школы.

Я побывала в одной из таких школ - на ул. Орджоникидзе, 17. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 6 расположена в обычном жилом доме, ничем ни приметная, разве что небольшой вывеской над дверями. Внутри обычная школа, коридор и кабинеты по обе стороны. Чисто, хотя евроремонтом не сверкает. Учатся в этой школе три раза в неделю, форма обучения - заочная. Примерно половина учеников «вечерки» параллельно получают какую-нибудь специальность в профессиональных общеобразовательных учреждениях.
«В нашей школе в начале года обу-чалось около 500 человек, сейчас чуть меньше, так как движение идет в течение всего года», - рассказывает директор школы Марина Владимировна Захарова. В этой «вечерке» она работает с 1996 года, пришла сюда совершенно случайно: «После декретного отпуска стала специально искать работу ближе к дому».

На вопрос, тяжело ли работать с такими учениками, она отвечает спокойно: «Тяжело со всеми. Не важно, в дневной школе ты преподаешь или в вечерней, важно, какой ты преподаватель. Некоторые из учеников совмещают несколько видов деятельности одновременно, я бы сказала - жизненно важных. Поэтому многие не успевают, у многих не хватает времени, они устают, у каждого из них свои причины: семейные, по болезни, работают, параллельно получают профессиональное образование».

Татьяна тоже работает в вечерней школе. Называть свое настоящее имя и номер школы, где она преподает, не захотела. Объясняет свою анонимность тем, что говорить приходится не об успехах и достоинствах школы, а о конкретных судьбах тех, кто в этой школе обучается. Татьяна не желает никого обижать, ей и так пришлось довольно долго искать подход к каждому из учеников. «Да и непедагогично как-то с моей стороны…» - тихо произносит она.

«Самый тяжелый период в работе, кажется, прошел. Особенно трудно было в сентябре-октябре, у большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы - оканчивают школу, к сожалению, далеко не все, кто в нее поступает», - рассказывает Татьяна. Ей тоже пришлось проходить адаптацию, места в нормальной средней школе Татьяне не нашлось, и она решилась на «вечерку». «Если честно, то ужасно хотелось встать и убежать из этой школы подальше, но умом себя останавливала». Изначально Татьяна хотела работать добросовестно, с полной выкладкой, ей дали несколько предметов, и таким образом она работала на полторы ставки. Но не всё оказалось так просто, как казалось на первый взгляд.

 «Как разговаривать с 18-летним парнем, который не понимает даже программу 6 класса? Есть и такие, кто читает по слогам, хуже, чем в первом классе. Они абсолютно не умеют и не хотят слушать. Никто не выполняет домашние задания. Для них лишь бы отсидеть урок и поскорее уйти. Есть, конечно же, и старательные, но к каждому нужен определенный подход, - тяжело вздыхая, продолжает Татьяна. - Вскоре я поняла, что требовать от них чего-то бесполезно, они даже конспектировать не умеют. Тогда я закрыла глаза… Теперь беру абзац, объясняю ученику, чтоб выписал из него одно предложение, которое он считает главным, и так с последующими.

С ними либо на их же языке, либо никак. И когда они поняли, что я их понимаю, только тогда мы нашли общий язык. Им очень не хватает общения, и часто «дети» бросают ручки и просят просто поговорить о чем угодно, только не об учебе. И мы разговариваем. Я поняла, что таким «детям» уже всё равно не дашь столько знаний, сколько положено и хотелось бы, а тем, кто уже работает, им лишь бы аттестат получить, как и всем остальным».

На самом деле, чтобы работать в вечерней школе, преподавателям и ученикам, самое главное, требуется огромное терпение и умение держать себя в руках. В остальном «вечерки» не отличаются от обычных средних школ. Такие же программы обучения, такие же учителя, у них такая же зарплата, и нет никаких «надбавок за сложность». Если в обычной школе требуется соблюдение правил поведения, уважение к старшим, есть форма одежды, то в вечерних школах на это всем свысока и до лампочки… «Как-то я вела урок физкультуры. Все стояли кто в чем, но не в спортивной форме, как полагается. У некоторых не было спортивной обу-ви, тогда я заставила снять ботинки, постелила маты, но они все равно отказались их снимать. Стояли и молчали. Лишь потом мне сказали, что у многих нет носков, и они стесняются. Представьте себе, зимой на голую ногу! Конечно, есть ученики, кому уже лет тридцать, они вынуждены учиться, чтобы повысить квалификацию на работе или решили поступить в вуз, с такими у нас проблем практически нет. Вот если ученику нет еще 18 лет, с ним приходится проводить очень большую профилактическую работу». «Татьяна, если бы Вам сейчас предложили работу в дневной школе, Вы ушли бы из вечерней?» - напрямую спрашиваю я. «Да, – немного подумав, откровенно отвечает она. – Всё-таки мне по душе работать с учениками возраста, для которого предназначена программа образования, и слишком уж много проблем в таких школах».

В этом году добавилась еще одна проблема – большой головной болью стало введение ЕГЭ. Все его «прелести» теперь смогут испытать на себе и учащиеся «вечерок», так как единый госэкзамен стал обязателен для всех. Если уж для обычных средних школ ЕГЭ станет испытанием, то для вечерних – это просто катастрофа. Спрашивается, если ЕГЭ нужен для поступления в вуз, то при чем здесь учащиеся вечерних школ, большинству из которых получить бы хоть среднее образование.

Евгения, студентка УДГУ и бывшая выпускница вечерней школы. Когда в дневной средней школе учителя узнали, что их пятнадцатилетняя ученица беременна, то её родителей сразу же попросили забрать документы из школы. «Мне удалось скрывать свою беременность до седьмого месяца, я очень боялась родителей. Как только родила, они сразу подняли вопрос о моем дальнейшем образовании. Тогда и решили, что пойду учиться в «вечерку», - рассказывает мне Женя. «Есть ли разница между вечерней школой и дневной в плане образования?» - «Конечно. Дело даже не в трёхдневной учебной неделе. Мы практически не учились. Пришли, посидели, ушли. Было несколько учителей, которые требовали, но в основном всем скорее хотелось закончить урок. Спасибо, что хотя бы присутствуем». «Можешь ли ты назвать одноклассниками тех, кто учился с тобой в ВШ?» - «Нет. Как назвать своим одноклассником 30-летнего мужика? У нас таких было двое. А остальных я старалась обходить стороной». - «Почему?» - «Потому что практически все отморозки. Нас было трое да один парнишка, он болел чем-то, вот мы в основном одни только и учились. По крайней мере, старались иногда». Старания Жени в конце концов привели её в университет, куда она поступила на заочное отделение. Растет замечательная дочурка, и всё у нее вроде бы хорошо, вот только когда я попыталась заговорить с ней о дочери, Евгения, не дав мне договорить, перебила: «Моя дочь в вечерней школе учиться не будет. Я не допущу повтора моих ошибок…»