Как это бывает
 
«Я всегда высоко оценивал работу ГАИ, - поделился личным опытом общения с местными сотрудниками Госавтоинспекции Алексей Шепталин, член Общественной палаты Удмуртии. - Наши инспекторы никогда не смотрели из-за кустиков, с высокого пригорка в бинокль, не устанавливали нелепых знаков, провоцирующих водителей… Кто ездил по дорогам Краснодарского края, Ставропольского края и соседнего Татарстана понимает, о чем я говорю. Многие годы меня не останавливали беспричинно (стаж вождения 18 лет), но в 2008 году я был остановлен инспекторами ДПС более 40 раз. По моим подсчетам, это происходило раз в неделю…» Особенно «урожайным», по словам г-на Шепталина, был, например, такой день, как 30 декабря прошлого года, когда его остановили в Ижевске (как он полагает - беспричинно), сразу три раза. «Хотя мой «Мицубиши-Аутлендер» (Mitsubishi Outlander), по статистике страховщиков, не входит даже в двадцатку наиболее угоняемых автомобилей», - недоумевает по поводу такого внимания г-н Шепталин. В новом 2009 году проблемы члена Общественной палаты УР не закончились. В феврале сотрудники ДПС задержали г-на Шепталина на целых 20 минут, вели себя по-хамски и даже пригрозили отвезти в РОВД. «Я всегда указываю сотрудникам ДПС, что они нарушают пункт 6.5.3 Приказа № 297 от 20.04.1999 года «Об утверждении наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ». Согласно данному пункту, остановка транспортных средств (ТС) для проверки документов разрешается лишь на стационарных постах. Также я ссылаюсь на пункт 2 Приказа МВД РФ № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России» от 01.06.98», где перечислены все основания для остановки транспортных средств. Такое основание, как остановка для проверки документов на ТС, допускается на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах», - провел правовой ликбез Алексей Шепталин. По его словам, нарушается и пункт 3 Приказа № 329, согласно которому сотрудник милиции должен не только представиться, приложив руку к головному убору, но и назвать свою должность, специальное звание и назвать причину задержания транспортного средства. «Я за последний год ни разу не встретил инспектора, который бы назвал причину остановки, кроме одной: проверка документов», - поделился г-н Шепталин. В беседах с инспекторами Алексею Шепталину удалось выяснить, что подобные остановки - наиболее эффективный способ «ловли пьяных водителей» и «угнанных автомобилей». «Так, лейтенант Ивановский в хамской манере заявил, чтобы я «не рассуждал о том, в чем не разбираюсь», а младший лейтенант Рычков заявил: «Кто вы такой, чтобы меня учить?» – привел примеры своих контактов с автоинспекторами Алексей Шепталин. Член Общественной палаты УР рассказал еще один «нелепый» случай из своей жизни, когда сотрудники ДПС уже после остановки объяснили свои действия как проверку ТС на угон. «Если ты мне только что вернул документы, ограничившись проверкой техталона и страховки, при чем здесь угон?» - возмущается г-н Шепталин. «За последний месяц я трижды был обвинен инспекторами в том, что не пристегнул ремень безопасности! В моем автомобиле четыре подушки безопасности, и не пристегиваться в таком автомобиле - чревато! Дважды мне инспекторы возвращали документ после продолжительного спора. А вот с лейтенантом Деминым 15 февраля мне пришлось долго дискутировать, и лишь после того, как я заявил, чтобы он составил протокол, инспектор вернул мне документы со словами: «Так и быть – на первый раз прощаю». У меня есть все основания предполагать, что это была очередная попытка вымогательства!» - высказывает свое мнение Алексей Шепталин.
По наблюдениям члена Общественной палаты УР, активность сотрудников возрастает к праздничным дням. «19 февраля в вечернее время мой автомобиль был остановлен без каких-либо законных оснований на перекрестке улиц 10 лет Октября и 40 лет Победы младшим лейтенантом Рычковым, который по рации проверил мой автомобиль на угон, а меня на неуплату штрафов. После чего он произвел досмотр багажника, проверил сроки годности огнетушителя и аптечки, комплектность аптечки. Проверил талон техосмотра, идентификационный номер автомобиля. Мне приходилось светить ему своим фонариком... У него не было своего фонарика в темное время суток! Все у меня оказалось в порядке! Инспектор был просто раздосадован и спросил: «Где у вас номер кузова автомобиля»? Я опешил… Я не знаю, где у меня номер кузова автомобиля. Семь минут занял спор о том, что владелец машины обязан знать, где номер кузова… Подошел лейтенант Галямов, сказал, что номер кузова, скорее всего, расположен в салоне под правым пассажирским сиденьем. Рычков потребовал открыть дверь салона. У меня возникла мысль, что инспекторы хотят мне что-то подкинуть, и я предупредил, что лучше этого не делать. Номера в указанном месте не оказалось. Рычков продолжил требования, чтобы я показал ему номер. Он неоднократно говорил: «Щаз отвезем в РОВД». В конечном итоге я устал от 20-минутного общения и предложил отвезти меня в райотдел. После этих слов Рычков вернул мне документы. Я их спросил, не хотят ли они извиниться передо мной. На это веселый инспектор Галямов ответил: «Мы вас вообще на три часа можем задержать без каких-либо оснований». На вопрос о причине такого предвзятого отношения сотрудники милиции отвечали, что действуют в рамках операции «Вихрь-антитеррор». Алексей Шепталин, кстати, попытался сфотографировать распоясавшихся милиционеров, но те отвернулись, а номер своего автомобиля инспектор Галямов закрыл. «Третье лицо – водитель - завел двигатель и стремительно уехал. Кстати, автомобиль был частный. Галямов и Рычков просто отошли от меня и закурили. Я уехал с места инцидента в уверенности, что инспекторы просто «подрабатывали» в свободное от основной работы время», - закончил свой эмоциональный доклад член Общественной палаты УР.

Почему это бывает

Заместитель начальника УГИБДД МВД по УР Валентин Мохов возразил Алексею Шепталину, что сотрудник ДПС может остановить водителя, если ему покажется подозрительной его манера вождения автомобиля. «Исходя из практики, когда водитель неуверенно себя ведет на проезжей части или ведет себя вызывающе в общем потоке дорожного движения, при остановке такого участника движения выявляется его «широкая» биография – привлечение к ответственности за нарушения в прошлом», - сообщил представитель ГИБДД. Также, по словам г-на Мохова, инспектор имеет право использовать собственное транспортное средство: «Ни один нормативный документ этого не запрещает. Инспектор вправе осуществлять свои контрольно-надзорные действия на дороге с использованием личного автомобиля. Не чужого, а своего». «В докладе прозвучал ряд упреков, что сотрудники пытаются получить незаконные вознаграждения. Это все ваши домыслы. Давайте будем оперировать фактами! Зачем употреблять в своем докладе такие высказывания. У вас же их не попросили? Мы же не выходим на дорогу и не говорим водителям, что у нас есть основания полагать, что вы хотите дать сотруднику ГИБДД взятку, пойдемте в РОВД, оформим уголовное дело на вас», - пояснил Валентин Мохов. По его словам, он не пытается оправдаться, а дает ответы на вопросы, которые прозвучали в докладе. Однако г-н Мохов признал, что в 2008 году 68 сотрудников ГИБДД по УР были привлечены к ответственности по разным причинам, в том числе и за халатное отношение к службе. После чего напомнил о телефоне доверия ГИБДД - 44-49-97 и о сайте www.gai.udm.ru, где можно анонимно сообщить о фактах, которые касаются отношений водителей с автоинспекторами.