В начале марта зампред думского комитета по образованию Виктор Шудегов высказался в пользу приостановки введения обязательного ЕГЭ на период кризиса. Депутаты представили Президенту РФ аналитическую записку, в которой высказали опасение, что в этом году, как и в прошлом, четверть всех выпускников школ не смогут сдать ЕГЭ и поступить в вузы и ссузы. А это значит, что более 200 тыс. молодых людей в условиях кризиса пополнят печальную статистику безработицы, выйдя из школы со справкой. Некоторые считают, что в этом году количество «двоечников» будет выше, нежели в прошлом. Об этом говорят очень низкие результаты пробных ЕГЭ, прошедших недавно.

Нет пути назад?

В прошедшее воскресенье в программе «Эхо Москвы» «Родительское собрание» Олег Смолин, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, заявил, что раз проблема ЕГЭ вызывает довольно острые дискуссии в обществе, его следует как минимум сделать необязательным. И есть еще один вариант, недавно предложенный правительству лидерами фракции КПРФ, - отложить введение ЕГЭ на три года. Говорилось уже не о двухстах, а о примерно 100 тысячах выпускников, которые вместо аттестата получат «волчий билет» - цифра, с которой соглашается и министр образования Андрей Фурсенко. А два миллиона выпускников не смогут платить, поступив на внебюджетные места, и им тоже, по-видимому, придется пополнить ряды безработных.
«Назад пути нет - ЕГЭ будет реализован в том виде, как предписано в законе. Никаких откатов назад не будет», - твердо заявлял в октябре прошлого года министр образования г-н Фурсенко. Сдавать должны все. Все? В 2007 году был принят закон о ЕГЭ, который гласил, что прием в высшие и средние образовательные учреждения с 1 января 2009 года будет производиться на основании результатов ЕГЭ. После этих слов стояла точка. Зимой 2008-го, однако, на ее месте появилась запятая, и далее следовало: «если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования». И с тех пор, как законодатели оставили за собой право делать исключения, и начались, собственно, «откаты». От ЕГЭ при поступлении в вузы освобождены лица с ограниченными возможностями здоровья, те, кто собирается получить второе высшее образование, иностранные граждане, те, кто поступает на базе среднего профессионального образования по сокращенным программам, и, наконец, те, кто закончил школу до 2009 года, но только на заочное и вечернее отделение. Идут разговоры об отмене ЕГЭ на любые формы обучения для тех, кто закончил школу до 2001-го – года начала эксперимента.
Сторонники отмены обязательного ЕГЭ вполне довольны такими исключениями, так как они уже делают единый госэкзамен обязательным все-таки не для всех. Но тут опять появляется много дополнительных проблем и вопросов. Ситуацию комментирует Павел Ходырев, ответственный секретарь приемной комиссии УдГУ: «Сейчас, например, нет никакого перечня заболеваний, которые должны приниматься во внимание при предоставлении права не сдавать ЕГЭ. Приемная кампания уже на носу, а родители-то спрашивают. Тоже странно: если выпускник этого года поступает на «заочку» - сдает ЕГЭ, а те, кто раньше выпустился, - нет, но при поступлении на очное отделение должны сдавать. А почему?.. Появляются исключения, и их количество, по-видимому, будет увеличиваться». И принимаются эти меры в самый последний момент, что напоминает недавнюю ситуацию, когда наверху долго не могли определить количество принимаемых вузом экзаменов на каждую специальность. Очень долго говорилось о трех, но в январе вдруг решили, что их будет четыре.
Естественно, такой неожиданный ход чиновников создал очень нервозную атмосферу среди будущих выпускников и их родителей – в середине учебного года выясняется, что надо готовиться еще к одному ЕГЭ. Меру впопыхах отменили, но на будущий год обещают ввести все-таки четыре ЕГЭ для приема в вуз. Как относиться к таким шатаниям? Получается, можно ждать чего угодно. Вплоть до отмены непопулярного ЕГЭ. Но одновременно чиновникам от образования придется и расписаться в собственном бессилии. Хотя, с другой стороны, кризис – вполне реальный предлог. Трудности, вероятно, возникнут с обеспечением достаточного количества бюджетных мест в вузах. Да и само по себе проведение ЕГЭ, его проверка – вещи довольно дорогостоящие.

Pro et contra

Идея ЕГЭ – независимая оценка качества знаний учеников. Проверяет не тот, кто учит. К технической стороне претензий мало. «Я два года занимаюсь организацией ЕГЭ в нашем университете, - говорит Павел Ходырев. - Честно говоря, как организатор ничего плохого здесь не вижу. Проведение ЕГЭ исключает возможность достать шпаргалку, списывать. Все проходит довольно жестко. Правила таковы, что действительно позволяют проверить знания».
Другой вопрос – как проверяются знания. Очень много дискуссий вызывает содержание контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ. И особенно по гуманитарным предметам.
За все время своего существования тест по литературе вызывал просто недоумение и смех. В нынешнем году тестовую часть по этому предмету отменили. Сложную по содержанию и одиозную в техническом исполнении устную часть ЕГЭ по иностранному языку тоже убрали.
То есть некоторая корректировка идет. Но не поздновато ли? Эксперимент-то уже девять лет длится.
По поводу натаскивания на тесты в последних классах школы и про то, что ЕГЭ готовит не творческую, критически мыслящую личность, а машину по зазубриванию дат, формул, правил, сказано немало. Высказывается мнение, что, например, можно быть абсолютно безграмотным и, тем не менее, сдать ЕГЭ по русскому языку. Сторонники единого госэкзамена протестуют: тот, кто умеет учиться и учится хорошо, – сдаст любой экзамен. Это так. Но, допустим, нелады у ученика с математикой, а к другим предметам способности есть. Он сдаст математику на «двойку», не получит аттестат, не сможет поступить в вуз и не станет первоклассным журналистом, например. Многие преподаватели вузов опасаются, что после ЕГЭ к ним придут не приспособленные к университетскому обучению студенты.
Конечно, хороший ученик сдаст любой экзамен. Но зачем «подсовывать» «любой», когда надо сделать качественный и объективный. Как сделать такой ЕГЭ, когда в стране нет образовательного стандарта, то есть бумаги, где конкретно прописано – что и по каким предметам должен знать школьник, какими навыками и умениями должен обладать? Наличие единого образовательного стандарта сгладило бы конфликт между теми, кто составляет тесты, и теми, кто к ним готовится и кто к ним готовит.
Восторженно говорилось о том, что ЕГЭ отменит коррупцию в образовании. Теперь и сами организаторы единого госэкзамена признают, что коррупция никуда не делась, а просто переместилась на этап сдавания ЕГЭ. В так называемых ППЭ – пунктах проведения экзаменов - осуществляются довольно сложные схемы с использованием целых «бригад» - исполнителей, гарантирующих хорошую оценку (кому интересно - журнал «Деньги» от 09.03.2009 г. - там же есть интересный материал о различных видах мошенничества, появившихся в связи с ЕГЭ).
Тем, кто не желает раскошеливаться на подобный «упрощенный вариант», а хочет добросовестно готовиться своими силами, все равно придется выложить немалую сумму на всевозможные пособия, репетиторов и подготовительные курсы. Не говоря уж о том, сколько сил и нервов придется потратить. А многие рекомендуют для верности сдавать по пять-шесть ЕГЭ. Прогнозировать что-то бессмысленно, поскольку складывается такое впечатление, что правительство в своих решениях по данному вопросу делает упор на эффект неожиданности. Твердости не хватает, что ли? Но если вводить обязательный ЕГЭ – это значит уже ни в чем не сомневаться. Главное – не сомневаться в качестве содержания экзамена. А такие сомнения есть до сих пор у многих. И они вполне серьезные и оправданные.