Президент Медведев ищет «лучших из лучших». Пока среди тех, кто рядом. Впервые новый глава государства заявил о необходимости формирования кадрового резерва на совещании в Горках 23 июля прошлого года. Спустя полгода на официальном сайте Президента РФ появился список из 100 фамилий. Теперь любой желающий может набрать адрес: http://www.kremlin.ru/images/rezerv.doc и познакомиться с теми, кого в Кремле посчитали «лучшими из лучших».
Самые «старые» фигуранты «Списка лиц, включённых в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента Российской Федерации», - Гарри Минх (новый представитель президента в Госдуме) и гендиректор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Владислав Меньщиков - в этом году отмечают 50-летие. А двоим самым молодым - Николаю Никифорову, гендиректору Центра информационных технологий (Татарстан), и Владимиру Назарову, заведующему лабораторией бюджетного федерализма «Институт экономики переходного периода», - исполнится 27 лет.
«Отбор проходил в соответствии с теми правилами, которые были разработаны правительством и администрацией, по принципу «лучшие отбирают лучших», – заверил Дмитрий Медведев своих резервистов на первой встрече с частью фигурантов «первой сотни» и попытался отмежеваться от аналогий с системой, существовавшей при СССР. «Я не буду оценивать сейчас то, что в тот период было. Наверное, были какие-то положительные моменты в деятельности кадрового отбора, который тогда существовал. Но в целом то, чем мы занялись сегодня, – это принципиально другая ситуация», – заявил президент тем, кому посчастливилось пройти отбор, основанный на «принципиально иной ситуации».
«Никаких новых людей, отличающихся от нынешнего чиновничества новой системой ценностей и приоритетов, мы там не увидели и не увидим, – считает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Я думаю, что те представители бизнеса, чье положение при кризисе стало совсем отчаянным, готовы идти на госслужбу, поскольку эта служба даст им дополнительные ресурсы для улучшения ситуации на их предприятиях. К сожалению, я думаю, что большая часть кадрового резерва рассматривает власть как плацдарм для решения своих бизнес-задач».
Тем не менее «президентская сотня» - это первая попытка выйти из кадрового кризиса, осознанного Кремлем после завершения строительства «вертикали власти». Отменив выборы членов Совета Федерации, потом выборы губернаторов, отменив на федеральном уровне одномандатников, «вертикаль власти» предельно ограничила приход в нее свежей крови. Президент Медведев вынужден был признать тупиковость такой ситуации уже на третьем месяце после вступления в должность главы государства. «Решение о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что самое отвратительное, за деньги, то есть должности продаются», – признал очевидный факт Дмитрий Медведев в июле прошлого года на том же совещании, на котором впервые была озвучена идея создания президентского кадрового резерва.
После того как власть оградила себя от граждан, оказалось, что внутри остались только «свои люди». Понятно, что основанная на коррумпированных связях система управления не может быть эффективной. Почему – догадаться несложно, и главная причина - в отсутствии конкуренции: пробивавшиеся во власть доказывали в первую очередь не свою компетенцию, а то, что готовы на все ради начальства, или банально платили за назначение. В итоге вся «вертикаль власти» оказалась сложена из различных группировок, объединенных общим бизнесом, общими меркантильными интересами – но явно не интересами эффективного управления. Загнивающая клановая система жила своей жизнью, и президенту понадобился некий инструмент обновления кадров.

Из грязи в князи

По сравнению с этой системой попытка выйти на «президентский резерв» действительно имеет преимущество. Но тоже не защищена от коррупции. Когда «лучшие» выбирают «лучших», у тех, кто смотрит за происходящим со стороны, возникает много вопросов. Технически это выглядит так, как некий «комитет» высокопоставленных чиновников Администрации Президента и Правительства РФ решает нечеловеческую задачу - «в общенациональном масштабе» определяет самых эффективных управленцев страны.
«Обновление кадров, обновление потенциала человеческого, появление новых людей на соответствующих должностях в нашей стране идёт очень медленно. Мы всё время топчемся на месте, и, как принято говорить об этом достаточно часто, скамейка запасных у нас чрезвычайно короткая: всё время передёргиваем одну и ту же колоду», – пожаловался Дмитрий Медведев своим резервистам на трудности кадровой работы. «Собственно, с этим и связано появление такого рода резерва», – объяснил президент смысл нового кадрового подхода. Однако и в этой системе есть значительные минусы. А точнее, есть некоторая туманность. Ведь попадание в резерв, как сообщил сам президент, ничуть не гарантирует, что «резервист» действительно получит новую должность. То есть это не продвижение по служебной лестнице, а некий сигнал, на который непонятно как реагировать. Работаешь ты, например, в РИА «Новости», а завтра тебе позвонят и предложат стать губернатором. Проблема в том, что этот кадровый резерв не будет работать: может, некоторые «лучшие управленцы» довольны своей нынешней работой в Москве и подменять где-нибудь в провинции не собираются.
Подозрения, что «президентская сотня» – это лишь пиар-проект, многие СМИ основывают на том, что в резерве есть лица, которые имеют хорошие связи с администрацией и попасть в сотню могли исключительно «по дружбе». Так, многих, например, смущает фигура сына питерского магната Андрея Турчака, который, попав в «сотню», был недавно назначен на должность губернатора Псковской области. Показателем также может быть и количество московских и питерских чиновников: из ста человек 69 москвичи, еще пятеро живут в Питере.

Наша родина - СССР

Как только стало известно о появлении кадрового резерва, все стали проводить параллели с советскими временами. Главное отличие этих двух систем большинство видит в отсутствии во времена СССР бизнеса как альтернативного и более прибыльного источника заработка. По мнению многих, именно в силу этого обстоятельства в Советском Союзе большее количество действительно талантливых управленцев продвигалось во власть. А теперь, как считает, в частности, главный редактор «Литературной газеты» Игорь Поляков, «власть столкнулась с острым дефицитом профессиональных, добросовестных кадров, которым на страну как раз не наплевать». К тому же эти кадры попадают во власть невероятными способами, совершенно нарушая логику «карьерной лестницы». «Тогда, прежде чем возглавить отрасль, стать крупным аппаратчиком, советский чиновник должен был пройти определенные ступени - или в комсомоле, или на профсоюзной работе», – отмечает Игорь Поляков.
Это что касается отличий. Если же говорить о сходстве, то оно очевидно. Как тогда, так и теперь граждане страны не имеют к процессу выбора наших управленцев никакого отношения. А все потому, что те, кто уже находится у власти, делят граждан страны на «лучших», то есть тех, кто имеет право «выбирать и быть избранным», и всех остальных.




По сообщениям СМИ


«Примечательно, что список экспертов, проводивших конкурс, обнародован не будет. Сообщается, что в число экспертов входили первый замглавы администрации Владислав Сурков, начальник Управления по внутренней политике Олег Говорун, вице-премьер Сергей Собянин, руководители регионов. По негласной информации, общий принцип "один эксперт - один голос" соблюдался не всегда. Голоса некоторых специалистов оценивались дороже».
News.ru

«Политический смысл президентских инициатив вполне прозрачен. Безусловно, это публичная заявка на формирование собственной команды вместо той, которая, по большому счету, досталась ему от предшественника. Но одновременно это намерение подчеркнуть и напомнить, что в нашей политической системе кадровая политика является прерогативой главы государства. В этом один из источников реальной власти и той ведущей роли, которую институт президента играет в российской политике».
«




По мнению экспертов


Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ «Экспертиза»:
«Проблема не в том, что власть не могла найти достойную публику, так что надо было кадровый резерв готовить; проблема в том, как создать механизмы эффективного обновления должностей. Как создать такой способ функционирования бюрократической машины, при котором она тяготела бы к эффективным решениям, а не к обслуживанию интересов отдельных групп...»

Дмитрий Орешкин, политолог:
«То новая экспериментальная форма работы с кадровым резервом - он всегда был, но его не публиковали. Публичность - дело хорошее, наверное, тем, кто в список попал, это льстит. Но проблема в том, что в этом списке большая часть людей из центра, а это плохо, потому что это значит, что он формируется из тех, кто попал в поле зрения начальства. Впрочем, как всегда...
По материалам Грани.руНовая газета»