За последнюю неделю в деле поджигателей произошло довольно много изменений. В частности, сгорели еще семь автомобилей, и наконец-то появились первые комментарии МВД Удмуртии. Как оказалось, труднее всего объяснить серийность преступлений.

Серийность
«Классические» преступники после злодеяния стараются «лечь на дно», так как точно знают: по горячим следам найти проще. Это логичная тактика, которой придерживаются все злодеи кроме так называемых «маньяков». Они отличаются тем, что совершают преступления не для личной выгоды, а для удовольствия. Эти люди страдают чаще всего какими-то душевными заболеваниями, что заставляет их пренебрегать своей безопасностью.
Глядя на поджигателей, складывается впечатление, что версия о душевнобольных не такая уж и безосновательная. Во-первых, они действительно не получают видимой выгоды от поджогов, так как не грабят автомобили. Во-вторых, удивляет их бесстрашие: зная, что о них говорит весь город и что за ситуацией следит не только милиция, но и автовладельцы, ставшие гораздо бдительнее за последнее время, преступники даже не пытаются «лечь на дно». Это свидетельствует о том, что они либо на самом деле имеют проблемы с психикой, либо уверены, что следствие идет по ложному следу и бояться им нечего.

Слава
Однако версия с душевнобольным пироманом, о которой в интервью всем телеканалам говорил сотрудник пресс-службы МВД по Удмуртии Илья Салимуллин, критики не выдерживает. Дело в том, что есть свидетельства: поджигателей, по крайней мере, двое. Поэтому более вероятной представляется другая версия, которую, в частности, поддерживает и руководитель ижевского автоклуба Николай Логинов. По его мнению, поджоги устраивают хулиганы, которым «не дают покоя лавры московских поджигателей». «Какой-то «идейностью» тут и не пахнет, потому что поджигают в основном далеко не новые и недорогие авто. Ясно, что отморозков надо отловить и показательно наказать, и для них же лучше, если их поймает милиция, так как если поймают граждане, возможно, судить уже будет некого», - высказал свою позицию Николай.
Версия с желающими прославиться хулиганами является более правдоподобной, но все же и она вызывает определенные сомнения. Прежде всего смущает размах. Мало того что поджигатели охватили своими акциями весь Ижевск, так еще и умудряются устраивать загородные рейды. Надо полагать, что для обыкновенных хулиганов это довольно дорогостоящие мероприятия: нужно и бензин покупать для ЛВС, да еще и билеты на загородные поездки. Наверняка можно было выбрать бюджетный путь к славе: бита или кирпич открывают неограниченные просторы для фантазии вандала.

Идейные борцы
В противовес версиям с душевнобольными и малолетними преступниками есть предположения, что поджигатели руководствуются некой «идеологией». В прошлом номере я уже писал, что преступники, возможно, являются организованной группой, выступающей за освобождение дворов от машин, или лоббируют поджогами какие-либо другие общественные или коммерческие интересы. Такое предположение объясняет и профессионализм преступников, которые пользуются хорошо выверенной тактикой. В пользу этой версии, которая, кстати, не рассматривается в МВД УР, говорит и один существенный факт, о котором мало кто до сих пор писал.
Дело в том, что если внимательно посмотреть на карту города, выясняется, что практически все преступления происходили в однотипных дворах. А именно во дворах многоэтажных домов с большими пространствами для детских площадок. Представим, что мы вандалы-хулиганы, которым хочется славы. В каком дворе нам было бы удобнее всего жечь машины? Конечно, в маленьком, где есть наименьшая вероятность встретиться с кем-нибудь из местных. Дворики «хрущевок» с парой авто у подъезда - идеальный вариант. И тут надо помнить, что преступники явно заранее выбирают дворы-жертвы, перебираясь из района в район и искусно определяя себе пути для отступления. А значит, они сознательно избегают маленьких двориков и идут на риск. И в таком случае это действительно похоже на некую идеологическую подоплеку.
Однако узнать, почему милиция не рассматривает эту версию, не удалось. В пресс-службе даже отказались сообщить, есть ли отдельная оперативная группа, обобщающая всю информацию по поджогам. Но даже если такая группа и существует, то, скорее всего, появилась совсем недавно. Такой вывод можно сделать, проанализировав довольно неоднозначную позицию МВД на начальных этапах расследования. Как рассказал нам один из первых потерпевших, сотрудники МВД пытались списать все на короткие замыкания: то есть фактически отказаться от расследования этих дел, несмотря на то, что кирпич в салоне красноречиво свидетельствовал об умышленности преступления. Благодаря общественному резонансу и продолжающимся поджогам, замять тему не удалось, и милиции пришлось признать умышленность поджогов. И теперь становится ясно, почему сотрудники МВД склонны видеть в преступлениях действия обыкновенных хулиганов, а не организованных групп. Можно предположить, что, заранее зная о том, что подобные преступления в соседних регионах раскрываются с трудом, милиционеры просто заботятся о своем рейтинге. Ведь одно дело хулиганов ловить и совсем другое - две недели гоняться за экстремистской группировкой, которая ловко орудует по всему городу и с неизменной легкостью уходит от стражей правопорядка. За такую работу и звездочки потерять можно. Вот и приходится говорить, что поджоги – дело рук маньяка.

Брожение в народе
Пока милиция гоняется за преступниками, взволнованным автомобилистам остается только строить догадки. Самой интересной неофициальной версией, на мой взгляд, является версия со стоянками. Один из автолюбителей обратил внимание на то, что городские власти в последнее время активно сокращают число официальных автостоянок. По его мнению, это могло спровоцировать автостояночный бизнес к неординарной реакции на давление властей. Предположение весьма оправданное, особенно если учесть специфику этого бизнеса. Ведь практически ни одна стоянка не приобретается в собственность ее владельцем. Чаще всего городская администрация просто заключает с предпринимателем краткосрочный договор аренды земельного участка. Такая форма контракта дает возможность властям в любой момент не продлить договор и вернуть себе землю. Для городских властей очень удобная схема: пока земля не нужна, на ней делают стоянку, когда на землю находится претендент, стоянку быстро прикрывают, а землю отдают застройщику. Потерявшие свой бизнес предприниматели могли обидеться на такую политику городской администрации. Напомним, что в прошлом году были закрыты стоянки «Родничок», «Москвич», «Юпитер», «Молодежная», и это далеко не полный список.
Наряду с этой версией стали появляться и другие варианты. Некоторые считают, что поджогами занимаются таксишные службы, борющиеся со своими конкурентами-частниками. Другие предполагают, что преступления совершают сами милиционеры, выполняя некие туманные «заказы».

Не нашедшие подтверждения
Однако из образовавшегося моря версий некоторые уже были отвергнуты. Так, не подтвердилось предположение о том, что поджигали машины сами автовладельцы. Эту версию признали несостоятельной, после того как стало известно, что практически ни одна из сгоревших автомашин не была застрахована по КАСКО. А тем временем только этот вид страхования предусматривает компенсацию ущерба вследствие поджога. Не нашла подтверждения и версия борьбы стоянок за новых клиентов. В ходе проверок было выяснено, что большинство ближайших автостоянок переполнены и в клиентах не нуждаются. К тому же, как рассказали нам некоторые из потерпевших, им никогда не поступало «предложений» оставлять свои машины на автостоянках.
Также вряд ли найдет подтверждение и третья официальная версия МВД УР о личной неприязни поджигателей к водителям. Об этом свидетельствуют и сами водители, которые мало того что не были знакомы друг с другом, но и уверяют, что не имели в последнее время серьезных конфликтов. Тем временем поджоги не прекращаются. Твердых оснований предполагать, что преступники точно будут пойманы, в ближайшее время нет. Как показывает практика в тех городах, где массовые поджоги уже имели место, найти преступников зачастую не удавалось. Иногда, уверяет милиция, в сети попадаются ревнивые любовницы или криминальные элементы, выбивающие «должок» из своих должников. Однако, судя по всему, авторы идеи так и остались на свободе.