Знакомство с Домом молодежи для меня началось, как ни странно, с вахтерши. Эта женщина и не слышала ни о какой выставке, и я, уже было смутившись, стала говорить о том, что «ой, я, наверное, что-то напутала». Но благосклонно настроенная вахтерша (что сейчас, согласитесь, редкость) позвала мне на помощь Светлану Викторовну Мельчукову, которая и стала моим личным экскурсоводом. Дело в том, что в Доме молодежи нет как таковых выставочных залов – в них проводят репетиции, выступления, а картины лишь скромно занимают пространство на стенах. Как бы то ни было, вход открыт для всех желающих.
Что касается самой выставки, то ее я рекомендую посетить всем: и тем, кто признает самобытность удмуртских художников, и тем, кто скептически против них настроен. Валерий Савин, как объяснила мне Светлана Викторовна, художник-любитель, находится на той стадии, когда он ищет себя, пробует работать в разных техниках и жанрах. Действительно, картины его написаны в самых разных стилях – здесь и графика, и акварель, и масляные краски. В каждой работе чувствуется особая манера автора, и в то же время все они очень разные. Предпочтение Валерий Савин отдает сюрреализму, оригинально представляя его в своей манере. Обычно стремление придать произведению искусства философский смысл приводит у молодых художников к совершенно противоположному результату, но здесь, на мой взгляд, удалось этого избежать. Особенно трогательна в этом плане картина «Волхвы», как выяснилось, первая серьезная работа автора.
Оказавшись в Доме молодежи, обязательно загляните в зал на первом этаже. Здесь в преддверии Дня влюбленных открылась выставка «Дарю тебе любовь». На ней представлены новые работы удмуртских художников-любителей, членов творческого объединения имени Николая Косолапова, одного из основателей Союза художников Удмуртии. Все авторы – совершенно разные люди по возрасту, жизненному опыту, таланту. Среди работ преобладают пейзажи, незатейливо, но очень искренне передающие любовь художников к родной Удмуртии. Всего на выставке представлено более тринадцати авторов, среди них В.Н. Данилов, А.В. Курышев, Г.А. Хомич. Из ряда картин выбиваются две работы Сергея Николаевича Рудина - «Утро» и «В Петербурге», которые уже нельзя назвать «любительскими». В отличие от остальных, в них не заметен труд художника, они словно написаны одним взмахом, полные воздуха и света.
Эти две небольшие выставки – наглядный пример того, что самое интересное находится не на больших и разрекламированных вернисажах, а в маленьких провинциальных зальчиках, с плохим освещением, может быть, не очень грамотным расположением картин, но зато сохраняющих души картин, создающих волшебную атмосферу для настоящего искусства, которое не обижается на определение «любительское».