В свое время я подключился к сети Интернет посредством новой на тот момент технологии ADSL, предлагаемой компанией «ВолгаТелеком». Почему к ним? Потому что другие Интернет-провайдеры подобные услуги жителям нашего дома тогда еще не предоставляли. В начале прошлого года монополия была, наконец, разрушена, и я с чувством глубочайшего удовлетворения забросил модем, с помощью которого выходил во Всемирную паутину. Тарифы «ВолгаТелекома» меня давно не устраивали, и я просто позабыл об этой компании. Однако совсем недавно «ВолгаТелеком» сам напомнил мне о своем существовании, предложив заплатить им три тысячи рублей. 

Напомню условия предоставления услуг от «ВолгаТелекома». Если вы подключены на так называемый «безлимитный» тариф, то вам необходимо платить абонентскую плату каждый месяц. В моем случае она составляла 450 рублей в месяц. И я платил и спокойно пользовался. В случае неуплаты Интернет автоматически отключался, и возможно было зайти только на сервер статистики. Просрочек я старался не допускать. Но, когда отключился, посмотрел на свой минусовый баланс с облегчением и подумал: ну все, отключили. А раз перестали предоставлять услугу, соответственно, и денег за неоказываемую услугу (как мне тогда казалось) брать не должны.
Уважаемый абонент…
С этих слов начинается приветствие телефонного автоинформатора компании «ВолгаТелеком», который звонит клиентам, например, по случаю просрочки платежа. «У вас задолженность за услуги Интернет 3000 рублей, просим погасить ее до…» - слышу я в трубке последние две недели по три раза в день это телефонное сообщение. Перебирая в памяти причины, по которым я не пошел расторгать договор с компанией «ВолгаТелеком» еще год назад, и желая ответить на вопрос: «Можно ли брать деньги за услугу, которую фактически не предоставляют?», я решил написать эту статью и, возможно, помочь людям, которые попали в подобную ситуацию.
В поисках правды
Первым делом я решил поговорить с сотрудниками «ВолгаТелекома». Специалист Татьяна Никулина согласилась ответить на вопросы обиженного клиента. «Скажите, пожалуйста, вот, предположим, у меня безлимитный тариф, и у меня абонентская плата 450 рублей. За что я плачу эту сумму?» - спросил я. «За то, что вы выходите в Интернет и без ограничения скачиваете оттуда информацию», - ответила Татьяна Ивановна. «То есть я плачу за доступ в Интернет?» - поинтересовался я. «Абсолютно верно», - сказала специалист «ВолгаТелекома». «А когда на моем счету минусовая сумма, вы доступ в Интернет отключаете?» «Да, - не ожидая подвоха, протянула моя собеседница и добавила: - Доступ в Интернет у нас только при положительном балансе». «А тогда следующий вопрос: почему, если в течение месяца у меня был минусовый баланс и доступ в Интернет не предоставлялся, в конце месяца с меня все равно взимается абонентская плата?» - задал я самый главный, волновавший меня вопрос. «Это оговорено в договоре, пользуетесь вы Интернетом или нет, абонентская плата у вас составляет 450 рублей». «Я только что вас спросил, за что я плачу, вы ответили - за доступ в сеть Интернет, но вы же не предоставляете доступа, когда баланс счета минусовый!» «Вы договор с кем заключали?» - попыталась перевести разговор в другую плоскость сотрудница компании. «Эта ситуация не уникальна, к нам не раз обращались люди, попавшие в аналогичное положение, благодаря компании «ВолгаТелеком», - говорит мне Светлана Дерендяева из Общества по защите прав потребителей. - Видите, в чем дело, в договоре у них прописано. А вы заключили этот договор, вы со всем этим согласились». «А разве такие действия не противоречат законодательству?» - поинтересовался я. «Какому, например?» - переспросила меня Светлана Андреевна. «Ну, это я у вас и хотел узнать», - неуверенно начал я. «Они вас не отключили, провода у вас не убрали», - стала разъяснять г-жа Дерендяева. «Но саму услугу, Интернет-то, они же не предоставляют! А деньги берут…» - пытался объяснять я. «Потому что у вас минусовый баланс!» - уже с раздражением ответила мне защитница прав потребителей. «Я вам хочу сказать одно: вы, когда подписываете договор, читайте его внимательно!» - совсем «обнадежила» меня Светлана Андреевна. «Есть такая статья 779 Гражданского кодекса РФ, она общая, она дает определение договору оказания возмездных услуг. Там написано, что исполнитель обязуется по желанию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги», - раскрывает суть проблемы Павел Ходырев, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права УДГУ. «А услуги в чем заключаются? Совершить определенные действия или совершить определенную деятельность. Заказчик же обязуется оплатить эти услуги. То есть если для заказчика не совершают определенных действий или деятельности, то человек не должен ничего оплачивать», - разъясняет Павел Михайлович. «За что я плачу?» - в очередной раз спросил я у сотрудника компании «ВолгаТелеком». «Это абонентская плата», - вновь отвечают мне. «Абонентская плата, она бывает за что-то, понимаете? То есть вы предоставляете услугу, а я за нее плачу». «Дааа…» - протянула сотрудница «ВолгаТелекома». «Ну а если при минусовом балансе я не могу подключиться к Интернету, за что же я плачу?» - продолжал я задавать один и тот же вопрос. «Это другой вопрос, если вас это не устраивает…» - сказала женщина и почему-то замолчала. «Получается, я плачу за услугу, которую мне не предоставляют», - сделал я очевидный вывод. «Абонентская плата, она обязательна, и все!» - вскрикнула Татьяна Ивановна. «Обязательно за что? За какие предоставляемые услуги?» - донимал ее я. «За то, что вам предоставлен доступ в Интернет в любой момент дня и ночи!» - ответила на повышенных тонах женщина. «Но нет ведь доступа в Интернет при минусе!» - «Почему нет?» «Вы издеваетесь? - переспросил я и добавил: - Потому что вы отключаете от Интернета при минусовом балансе!» «Так это и дальше будет копиться минус, пока вы его не погасите…» - нарисовали мне перспективу. «Доступа в Интернет нет, за что деньги берете?!» - снова спросил я. «Ну, у нас такое положение, это обязательно!» Поняв всю бесполезность нашего разговора, я, наконец, положил трубку. Но перед этим задал еще один вопрос: «А разве возмущенных клиентов у вас не было?» «Ни одного! Вы первый такой!» - ответили мне. «А в Обществе по защите прав потребителей мне сказали, что мой случай далеко не единичный». «Ну, не знаю», - хмуро завершила наш разговор г-жа Никулина. «У них даже в договоре написано, что приостановление оказания услуг идет при минусовом балансе. Получается, что они сами признают, что услуги-то не оказывают при минусе, и, соответственно, возникает вопрос, какое здесь экономически правовое основание для уплаты абонентской платы? Абонентская плата - это ведь плата за услуги, а если они сами признают, что приостановили оказание услуг, так как можно требовать плату?» - возмущается Павел Ходырев. «И в данном случае действия компании «ВолгаТелеком» можно расценивать как неосновательное обогащение. Человек вполне может обратиться в суд и взыскать эти суммы, неправомерно списанные с клиента компании», - рекомендует юрист.
Надейся только на себя
Итак, вот я, простой обыватель, искал защиты от неправомерных действий компании «ВолгаТелеком». И что я нашел? В Обществе по защите прав потребителей напутственными словами были: «Мы ничего сделать с ними не можем, у них в договоре все прописано, если вы с чем-то не согласны, обращайтесь с письменным заявлением к провайдеру. А потом, исходя из этого, можете обращаться в суд». В компании «ВолгаТелеком» мне не смогли внятно ничего объяснить. А ведь не я один пострадал от подобных действий. Когда я уже дописывал этот текст, совершенно случайно узнал, что один мой знакомый находится в аналогичной ситуации и принципиально заявляет, что платить ничего не будет. Как же так? Неужели крупная компания может позволить плевать на законы и взимать деньги за непредоставляемые услуги? Можно только предполагать, что таким образом население выплачивает компании миллионы рублей. Потребитель в России никак не защищен, и куда смотрит Роспотребнадзор и чем вообще занимается, остается лично для меня большой загадкой.