Федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» были утверждены депутатами Государственной Думы 19 декабря, через три дня оба документа одобрили члены Совета Федерации, а уже 25 декабря антикоррупционный пакет законов лег на подпись Президенту РФ Дмитрию Медведеву.

Ознакомившись с содержанием основного закона на 23 страницах и пролистав 78 страниц закона «О внесении изменений…», я пришел к выводу, что коррупционеры страны могут вздохнуть с облегчением - ничего страшнее уже существующих норм в действующем Уголовном кодексе новые законы им не несут. «Честно говоря, хотя мы поддержали законопроект…тем не менее мы не скрываем своего разочарования тем, какие законы сегодня уйдут в Совет Федерации, потом будут направлены президенту», - высказал еще 19 декабря свое мнение в эфире радио «Эхо Москвы» по поводу принятых документов Геннадий Гудков, член комиссии ГД по законодательству.
Начали за здравие…
Наверное, главной заслугой ФЗ «О противодействии коррупции» станет определение понятия «коррупция» и придание ей силы законодательной нормы в первом же пункте первой статьи документа. Теперь все знают, что коррупция - это: а) Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо иное незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Обозначив, что есть зло, закон плавно перетекает к организационным основам по противодействию этой «заразе». На главу государства легло определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции. Президент теперь может создавать органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, для того чтобы координировать антикоррупционную деятельность на местах. Но возможность не обязанность, и создадут ли у нас такую комиссию, например в Удмуртии, непонятно. И второй вопрос, кто ее, собственно говоря, возглавит. Например, в Ижевске уже несколько лет главным «комиссаром» по борьбе с коррупцией значится Александр Ушаков, глава городской администрации и известный строитель роскошных загородных домов. Самыми «эффективными» мерами в законе следует, видимо, считать требования: сдавать учреждению подарки, полученные при исполнении служебных обязанностей, и докладывать руководству о попытках их коррумпировать. Отдельная тема - обязанность декларировать свои доходы, а также доходы некоторых членов семьи. В их число попали только супруги и несовершеннолетние дети. Так что коррупционеры в зрелом возрасте могут спокойно заниматься коррупцией в интересах своих совершеннолетних детей. Тем не придется отчитываться, каким образом они в одночасье стали владельцами банков, заводов и пароходов. В качестве местного примера можно взять взрослых детей президента и премьера Удмуртии Александра Волкова и Юрия Питкевича. Их сыновья Андрей Волков и Михаил Питкевич за последний год стали владельцами 40 процентов акций уставного капитала такого известного в Удмуртии коммерческого банка, как ОАО АКБ «Ижкомбанк». Ну, видимо, честно заработали. И должностное положение их отцов здесь совершенно ни при чем. А еще примерно 40 процентами акций банка владеет группа предпринимателей, особо приближенная ко дворцу президента УР. Тоже совершенно случайно. «За скобками остались сотрудники госкорпораций, МУПов, ФГУПов, посредники, которые по большому счету являются связующим механизмом всех этих взяточнических операций. Не напрямую же там министры, или замминистра, или начальник департамента берет взятки. У него куча посредников», - перечисляет депутат ГД Геннадий Гудков «прорехи» в новом законодательстве, которые «латать» почему-то не стали.
Надежда на совесть
ФЗ «О противодействии коррупции» ввел в сферу госуправления новый для нее термин «конфликт интересов». Под «конфликтом интересов» на государственной или муниципальной службе понимается ситуация: «при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства», - говорится в законе. Теперь чиновники должны в обязательном порядке уведомлять своих непосредственных начальников в письменной форме о возникновении или возможном возникновении конфликта интересов. Уверенность в честности наших чиновников просто будоражит воображение, помимо того, что служащий сам должен накатать на себя депешу, что грозит ему должностью, а коллеги, наверняка, будут крутить пальцами у виска, последствия неисполнения процедуры самобичевания не прописаны. То есть, если даже вскроется некий «конфликт интересов», чиновнику грозит максимум потеря теплого места, так же как если бы он сам себя выдал. «Закон, может быть, не столько сырой, сколько недостаточный. Знаете, размах на рубль, удар на копейку. Зато много пиара. Вот я считаю, что это как раз действия той номенклатуры, которая тихо-тихо, на тормозах плавно пытается этот накал и желание действительно реальной борьбы с коррупцией спустить на нет», – сетует депутат Гудков. Надо отметить, что если внимательно вчитаться, то закон «О противодействии коррупции» может быть использован и в обратную сторону – для торможения слишком ретивых борцов. Например, статья 8, пункт 2 закона оговаривает, что «сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими (…) являются сведениями конфиденциального характера…» А в пункте 4 этой же статьи отдельно прописывается, что «лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего (…) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Вот и разберись тут, кто больший «враг государства». Почитаешь такие законы по борьбе с коррупцией и подумаешь: может быть, лучше уже перестать с ней бороться и просто начать сажать?