фото Как ни странно, с того времени как президент Дмитрий Медведев произнес свое ставшее крылатым выражение – «не надо «кошмарить» бизнес», случаи «перегибов на местах», по крайней мере в Удмуртии, только участились. На этот раз сигнал о помощи поступил от можгинских «частников», владельцев маршрутных такси, которые, благодаря позиции администрации этого самого маленького города в Удмуртии, оказались «неконкурентоспособными» с Можгинским АТП.
Конкуренты
Борьба с конкурентом проходила в два раунда. В первом администрация г. Можги не участвовала, что обеспечило частным извозчикам значительный перевес. Надо сказать, что большая гибкость частников перед муниципальным транспортом давно известна. Частники свои маршруты строят не по старому «лучевому» принципу, когда людей свозят сначала в одну точку, где, пересаживаясь, они затем могут доехать к месту назначения, а по принципу «от места до места». До последнего времени у старых автотранспортных предприятий (бывших МУПов) оставались два значительных плюса по сравнению с частниками. Это социальные гарантии в виде льготного проездного и более низкая стоимость проезда, которую многие частники не могут себе позволить из-за ограниченного количества мест в их транспортных средствах («ГАЗель» – 13 человек, ПАЗ 32053-50 - 38 человек). Однако, благодаря предприимчивости можгинских частников, это преимущество было значительно нивелировано - предприниматели смогли оптимизировать свои расходы так, что цена проезда сравнялась с ценой проезда в автобусах Можгинского АТП - 9 рублей. В итоге в Можге на рынке транспортных услуг сложилась реальная конкуренция.
В целях повышения
Можгинское АТП решило этот вопрос с помощью городской администрации. 18 марта 2008 года глава администрации МО «Город Можга» Глеб Романов «в целях … повышения эффективности работы городского пассажирского автотранспорта» подписал постановление № 155. Основную смысловую нагрузку этого документа несет в себе пункт 4.1, в котором сказано: «Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом города Можги осуществляется на основе открытого конкурса». То есть администрация города проводит некий «конкурс», по результатам которого все, кто не попал в число победителей, фактически должны уйти с рынка. При этом конкурс проводился в один день сразу по всем маршрутам г. Можги. По утверждению предпринимателя Кутыркиной, ее никто не информировал о том, где и когда должен был состояться конкурс, а в местных СМИ не было опубликовано соответствующее извещение. Таким образом, Можгинское АТП стало неизбежным победителем конкурса.
Фактически навсегда.
Надо сказать, что закон «О местном самоуправлении в РФ», на который ссылается глава города Глеб Романов в своих постановлениях, не преду-сматривает никаких конкурсов для предоставления права пассажирских перевозок. Зато пункт 1 ст. 7 ФЗ «О конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты, ограничивающие конкуренцию хозяйствующих субъектов. После того как Можгинское АТП стало монополистом на рынке автотранспортных перевозок в Можге, владельцы маршрутных такси, попытавшиеся отстоять свои права, столкнулись с настоящим произволом различных должностных лиц. И не только. Так сказать, в рамках работы с общественным мнением в местных газетах с подачи властей появились сообщения о незаконности деятельности местных извозчиков. По городскому кабельному телевидению ответственный за реализацию 155-го постановления заместитель главы администрации Можги по строительству и ЖКХ Сергей Лихоманов стал выступать с комментариями о противоправных действиях частников.
Семен Семеныч
После «узаконения» давления на предпринимателей к борьбе за интересы монополиста подключились органы контроля и ГИБДД, начавшие проявлять чрезвычайную бдительность к маршрутным такси. В частности, в распоряжение редакции попали материалы нескольких десятков различных проверок только одного индивидуального предпринимателя Лилии Кутыркиной. На проявившего особое рвение инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Семена Семенова (близкого родственника экс-председателя Госсовета УР Игоря Семенова) даже пришлось писать жалобы его начальству. Ответом на эти жалобы начальнику Управления Госавтодорнадзора Владимиру Бекасову стали приказы об «объявлении взысканий». Но, видимо, на его подчиненного Семенова эти «взыскания» не оказывали никакого влияния. Позже, как пишет предприниматель Кутыркина в своих заявлениях, этот же Семен Семенов «угрожал проблемами» индивидуальному предпринимателю Бессонову, который сдавал Кутыркиной в аренду отапливаемую стоянку, и требовал расторгнуть договор аренды. Прокуратура, в адрес которой поступали жалобы предпринимателя на чиновника, никаких мер реагирования не принимала и превышения полномочий в действиях г-на Семенова не усматривала. Однако какую бы лояльность ни проявляла прокуратура, не замечая перегибов со стороны чиновников, - а распоясавшийся Семен Семенов, по утверждению Кутыркиной, грозил «выдворить ее из Можги, - свернуть работу маршрутных такси местным властям пока не удалось. Выдерживая все проверки, частники продолжали ездить по улицам этого небольшого города.
Закон что дышло
Меня, откровенно сказать, удивила та вера в торжество Закона и принципиальность судебной системы, которой, как оказалось, обладает Лилия Кутыркина. Ведь после того, как ей не удалось добиться наказания какого-то главного инспектора, она не побоялась и не потеряла желания судиться с администрацией г. Можги. Очередную жалобу в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело Кутыркина написала 4 сентября. За день до этого одну из ее «ГАЗелей» остановили сотрудники ГИБДД г-да Мардашов и Власов. Присутствовавший при этом контролер Можгинского АТП Николай Биянов, непонятно для какой цели, изъял у всех пассажиров бланки строгой отчетности (билеты). Как потом выяснилось, г-н Биянов сделал это по поручению городской администрации, которая, в свою очередь, таким образом пыталась препятствовать «нарушению» 155-го постановления главы города. Лилия Кутыркина решила добиться возбуждения уголовного дела в отношении главы администрации г. Можги Глеба Романова. В прокуратуре жалобу предпринимателя рассмотрел старший советник юстиции А. Юшков. Этот прокурор то ли по природе своей никак не мог представить, что кто-то может жаловаться на городские власти, то ли просто был недостаточно компетентен, но при вынесении своего постановления г-н Юшков как-то невзначай заменил слово «жалоба» на «обращение». «Ваше обращение на действия должностных лиц администрации города Можги…» - написал прокурор и подробно перечислил все акты, в соответствии с которыми было издано 155-е постановление. Когда я читал эту бумагу, то у меня сложилось впечатление, что в Можге, должно быть, очень высокий уровень преступности. Очевидно, работающий без устали старший советник юстиции Юшков даже забыл в предложении «Оснований для обращения прокурора в суд […] в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством», дописать главное слово: «не имеется». Отчего вынесенное им постановление приобрело крайне загадочный смысл. Подобного рода документ «родил» и его коллега, младший советник юстиции Перевозчиков. Последний заключил, что контролер Биянов «действовал в пределах своих полномочий, и в его действиях отсутствуют признаки состава преступления». После этого индивидуальный предприниматель Лилия Кутыркина прекратила попытки найти правду в прокуратуре, но ее маршрутки до сих пор возят пассажиров по Можге. Как рассказала нам сама Лилия, ее бизнес находится в «подвешенном состоянии». Каждый день можно ждать проверок или каких-нибудь провокаций. Стоимость проезда, несмотря на кризис и произвол властей, поднимать пока не собирается. Надеется, что, когда «нечестные конкурсы» будут все же отменены и маршрутные такси снова станут свободно ездить по Можге, дешевый проезд сделает маршрутки самым востребованным городским транспортом.