Газета № 49 (0900) / 11 декабря 2008 г.
ВИРТУОЗ, ХУЛИГАН, ГЕНИЙ
Алексей Архиповский, балалаечник, получивший мировое признание, дал концерт в нашем городе. Друзья мне его рекомендовали уже давно. «Чего такого, - думал я. – Ну, балалаечник, и что?» Действительно, что можно такого выжать из инструмента, у которого три струны, причем две из них – абсолютно одинаковые.
Кто-то дал посмотреть видеозапись его выступления на бардовском фестивале: на маленьком дисплее фотоаппарата Архиповский беспощадно «насиловал» инструмент, извлекая при этом невероятное количество звуков в секунду. На одной балалайке так играть невозможно! И вот 9 декабря мне посчастливилось увидеть и услышать этого исполнителя живьем.
Архиповский приехал вместе с бардом Андреем Козловским, разогревавшим публику «классической» авторской песней, блюзами, рок-н-роллами все первое отделение. Как-то, говорит, непривычно в зале исполнять авторские песни: все просто сидят и слушают. Никто не танцует, не ест, не курит… Веселый, обаятельный дядька. Перед последней песней сказал: «Да, я вас понимаю. Сам с нетерпением жду второго отделения. Очень мне нравится то, что там творится…»
После перерыва на сцену вышел Алексей Архиповский, подключил свою балалайку к усилку и заиграл. Человек держит в руках трехструнный инструмент, а вы слышите какую-нибудь, скажем, лютню. Таково было ощущение от выступления. Пальцы бегают по грифу настолько быстро и точно, что создается иллюзия перебора на многострунном инструменте. Архиповский раскрепостил балалайку настолько, что она зазвучала как арфа, как гитара, банджо или даже как колокольчики, когда он играл «Jingl Bells», вдруг игриво переросшее во «В лесу родилась елочка». А когда дело дошло до знаменитого «каприса» Паганини, он взял инструмент «под подбородок» и заиграл пиццикато, как на скрипке. Этот поразительный эффект «другого инструмента» периодически возникал на протяжении всего выступления.
Материал, с которым работает Алексей Архиповский, самый обширный. В одной композиции могут умещаться классика, блюзовые «соляки», джаз и даже фламенко. И все это, разумеется, замешано на популярных народных мелодиях. Последние у него легко перетекают то в развеселый рок-н-ролльчик, то в задумчивые фразы Баха. «К Элизе», «Полет шмеля», «Эй, ухнем!», «Барыня», эллингтоновский «Караван» и другие затертые мотивчики (обыграна была даже набившая оскомину Nokia tune) получили у Архиповского новое, интересное звучание. Связь в этом винегрете не механическая. Все гармонично переплетено и взаимодействует, весело играет одно с другим.
И это еще не все. Необыкновенный артистизм балалаечника превращает его исполнение в особое театральное действо. Техника отработана настолько, что позволяет раскрепостить мимику. Он играет не просто руками, но и лицом, и всем телом вообще. Архиповский улыбается, кривляется, мотает головой. Видно, что он сам получает огромный кайф от собственной игры. Этакий скоморох, шутник, хулиган, он открыт для публики и как будто беспечно с ней болтает, заставляя ее смеяться, в то время как пальцы с бешеной скоростью носятся по грифу. Пританцовывая, он выдает трели, держа балалайку за головой, отмахивается от назойливой мухи свободной рукой, тогда как другая в одиночестве исполняет «Полет шмеля», орет «асса!» в особо эмоциональном моменте… Энергия, излучаемая им, завораживает зрителя, не отпуская его внимания до самого конца выступления. Так играть на балалайке может только гений.