фото В середине прошлой недели Владимир Путин провел заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, на котором было решено рассмотреть необходимые поправки в антимонопольное законодательство и статью 178 Уголовного кодекса РФ уже в конце текущего-начале следующего года. Это мероприятие стало вторым публичным шагом к новым приоритетам после прошедшего 18 ноября в Ижевске Госсовета России. Первая же волна кризисных нагрузок на экономику показала, что крупный российский бизнес, ориентированный на мировую финансовую систему, в новых форс-мажорных условиях не способен обеспечить главное достижение федеральных властей – стабильность. Какая может быть стабильность, когда падение акций десятка компаний грозит финансовым коллапсом? Особенно остро это противоречие проявилось, когда усилия государства разошлись с интересами крупного частного бизнеса, который, вопреки национальным интересам, выводил и продолжает выводить капитал за границу в самые сложные моменты, при первых же признаках нестабильности. «В следующем году и, возможно, в 2010 году темп экономического роста снизится по сравнению с нашими бюджетными ориентирами, опиравшимися на прогноз сохранения довольно высоких, хотя имеющих тенденцию к снижению, цен на нефть», - откровенно призналась во время заседания Госсовета в Ижевске министр экономического развития Эльвира Набиуллина. «Вместе с другими ведомствами мы сейчас уточняем прогноз на 2009 год, а также последующие два года», – сообщила г-жа Набиуллина, заявив, что «параметры корректировки будут зависеть не только от глубины мирового кризиса, но и в значительной степени от эффективности мер по стабилизации развития». «Стабилизировать развитие» федеральные власти намерены, в том числе, и с помощью статьи 178 Уголовного кодекса. Больше не надеясь на одну только мощь крупных компаний, раскрепощать малый и средний бизнес в регионах руководство страны намерено двумя способами. Во-первых, повышая ответственность (вплоть до уголовной) чиновников и близких к ним предпринимателей с целью «положить конец порочной практике предоставления преимуществ отдельным компаниям, приближенным к госорганам и структурам местного самоуправления». Во-вторых, «создавая максимально благоприятные условия для выхода на рынки новых эффективных хозяйствующих субъектов». Находящаяся в разработке программа предусматривает принятие мер по развитию конкуренции в 17-ти отраслях. «Все должны играть по единым правилам и понимать их однозначно», - заявил на совещании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству Владимир Путин. Пока выявляется совсем немного случаев воспрепятствования свободной конкуренции. По данным ФАС России, озвученным премьером, в 2007 году было выявлено всего 1600 фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке и около 230 фактов запрещенных картельных соглашений. При этом почти в 53 процентах случаев правонарушения совершались чиновниками. О том, что антимонопольная служба не намерена останавливаться на достигнутом, можно судить и по заявлениям руководителя УФАС по УР Михаила Маренникова. В ноябре, не дожидаясь публичных директив главы правительства, руководитель удмуртского УФАС сделал два довольно громких для республики заявления. Первое относилось к крупнейшему монополисту сразу на нескольких рынках АПК Удмуртии – группе компаний «КОМОС», аффилированной с самым близким к республиканским властям депутатом-предпринимателем Андреем Осколковым. Михаил Маренников заявил, что если «КОМОС» и дальше будет злоупотреблять своим доминирующим положением, то УФАС по УР готово ставить вопрос об аннулировании всех сделок по приобретению компанией и ее аффилированными лицами принадлежавших до недавнего времени Удмуртии производственных активов. «В том числе и продажи пакетов акций по птицефабрикам и молокозаводам», - уточнил Михаил Маренников. Говоря это, г-н Маренников также ссылался на перспективу применения статьи 178 Уголовного кодекса РФ в случае продолжения политики подавления конкуренции со стороны топ-менеджеров группы «КОМОС». Не успело это заявление «остыть», как Михаил Маренников сделал аналогичное предупреждение и в адрес «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта», пообещав, в случае саботажа снижения цен на ГСМ, добиваться аннулирования сделки по приобретению акций ОАО «Удмуртнефтепродукт». Монополизировавшим рынки в регионах коммерческим структурам и прикрывающим их чиновникам приказали делиться. Теперь осталось заставить их это сделать.
По сообщениям СМИ
«Вчера (26.11.08 г.) премьер-министр Владимир Путин провел заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Он потребовал усилить борьбу с нарушениями конкурентной среды и поручил привлекать к уголовной ответственности провинившихся в этих вопросах чиновников. Эксперты сомневаются, что такой подход даст большой эффект. Основная часть нарушений конкуренции связана с деятельностью чиновничества, и до сих пор все инициативы по борьбе с ними терпели провал. Вступительное слово Владимира Путина едва ли стало откровением для собравшихся в Белом доме министров и предпринимателей. Премьер напомнил о том, что конкурентная борьба становится важным инструментом повышения производительности труда».
«Независимая газета»

«Пакет мер по развитию конкуренции включает в себя программу Минэкономразвития по развитию конкуренции, второй антимонопольный пакет и законопроект ФАС о введении уголовной ответственности для чиновников, нарушающих законодательство. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса и сейчас, но на деле не работает: сложно определить размер ущерба, нанесенного действиями нарушителя, говорит директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко. Законопроект ФАС, по его словам, уточняет состав правонарушения и процедуру его доказывания».
«Ведомости»

Прямая речь
«…Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что необходимые структурные изменения в нашей экономике могут произойти только при усилении конкуренции в каждой из российских территорий и во всех секторах экономики. Поэтому мы должны задать себе ряд вопросов, на которые должны быть даны адекватные ответы. Вопросы достаточно простые, но от этого не менее актуальные. Например, такие: каков уровень предпринимательской свободы в регионе, насколько эффективны политика снижения административных барьеров, антикоррупционные меры, меры антимонопольного регулирования в регионе, поддержка инноваций и технологических модернизаций, новых технологических подходов в компаниях – естественно, которые действуют в регионе же. Если поставить эти вопросы – понятно, что на них не будет лёгких ответов, но, тем не менее, это как раз то, чем мы с вами должны совместно заниматься». Из выступления Президента РФ
Дмитрия Медведева на Госсовете РФ, г. Ижевск, 18 ноября 2008 года

«Подвинуть надо монополию. Есть монополии, а есть те, кого они уничтожают каждый день. Монополии обычно ведут себя одинаково во всех странах, жируют, высасывая соки у потребителя и у малого и среднего бизнеса, при этом часто любят говорить, какие они системо- и бюджетообразующие».
Из интервью руководителя ФАС России Игоря Артемьева газете «АиФ»

«Мы не можем и далее так зависеть от развития нескольких, пусть глобально конкурентоспособных, секторов сырьевых и энергетических. И реально диверсификация нашей экономики и будет означать конкурентоспособность всей экономической системы, а не только отдельных секторов или отдельных предприятий. И, по сути дела, мировой экономический кризис заставляет нас ускоряться по созданию более диверсифицированной структуры нашей экономики».
Из доклада главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной на Госсовете РФ, г. Ижевск, 18 ноября 2008 года