На встрече жителей с представителями ООО «УКС» было куда горячее, чем осенью в домах ижевчан. Ситуация с теплом в Ижевске напоминает «базар» в худшем смысле этого слова, причем всамделишные покупатели тепловой энергии, граждане, жильцы многоквартирных домов, мы с вами, ни повлиять на ситуацию, ни даже получить полную и достоверную информацию о ней не в состоянии. «Базаром» рулят «Удмуртские коммунальные системы», которые, начиная с прошлого (2007-2008 гг.) отопительного сезона, «посажены» ижевской администрацией между генераторами тепловой энергии и получателями («покупателями» её на наши деньги) – управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. Напомню, что сделано это было в угоду конкретным бизнес-кругам: удмуртская «дочка» вексельберговской «КЭС» - ООО «УКС» - это предприятие, входящее, согласно данным деловой прессы, в сферу влияния Андрея Осколкова. По сути, УКС являются перепродавцом тепловой энергии благодаря тому, что им отданы в аренду муниципальные тепловые сети. Как они распорядились этими активами, мы все уже знаем – начало нынешнего отопительного сезона фактически было сорвано, тепло и горячую воду в дома подавали с опозданием и в авральном режиме, не успевая латать и заделывать бреши. При этом исправно требуя оплаты и выставляя в виде должников чуть ли не всех своих клиентов. Парадокс ситуации заключается в том, что эти «бури» с якобы неплатежами происходят где-то высоко над нашими головами, в высших сферах. Эти (УКС) говорят, что те (управляющие компании, ТСЖ) платят не вовремя и не в нужном объеме; те (управляющие компании и ТСЖ) говорят, что эти (УКС) выставляют счета «от фонаря», намного завышая реально потребленные объемы. Но мы-то с вами в подавляющем большинстве как платили, так и платим, дисциплинированно, вовремя, в полном объеме, хотя неоднократно уже доказывалось, что норматив потребления тепла существенно завышен против реального потребления. Звонок в редакцию «Д». С самого начала отопительного сезона в нескольких домах по улице Буммашевской низкая температура в квартирах, особенно в угловых – 16-17ºС с учетом включенных обогревателей и горящих конфорок на газовых плитах. - Прежде такого никогда не было, - говорит мне Лариса Петровна П-ва, проживающая в доме № 14 по ул. Буммашевской, - дом у нас кирпичный, 1967 года постройки. Моя квартира угловая, так у нас в октябре даже постиранное белье не сохло, такая влажность была. Внучка из-за этого постоянно болеет респираторными заболеваниями и кашляет. Обращались в управляющую компанию «ЖРП-8», ничего внятного не говорят. Единственное, что обещали, – прислать комиссию, сделать замеры температуры. Если она ниже 18ºС (это норматив для жилых помещений, но для угловых - 20ºС. – Н.Г.), тогда составят акт и будут искать причину.
фото Пару дней спустя моя собеседница рассказала о том, что комиссия в её квартире побывала, что их термометр также показал заниженные значения температуры воздуха в жилом помещении. Это обстоятельство теперь зафиксировано в акте. Мне удалось задать вопрос о возможных причинах низкой температуры в домах по Буммашевской начальнику ЖРП-8 Фариту Губаеву. Он считает, что вероятной причиной низких температур может являться то, что ЦТП, от которого запитаны дома этого микрорайона, находится в конце раздаточной «цепочки», в силу чего теплоноситель доходит сюда, изрядно потеряв градусы. По словам Губаева, на температуру в квартирах влияют два фактора – диаметр сопла на элеваторном узле и температура теплоносителя. Теплая осень сыграла злую шутку с жителями, так как, возможно, автоматика, установленная на этом ЦТП, выбирала более низкий тепловой режим теплоносителя, сообразуясь с положительными значениями температуры атмосферного воздуха. Плюс «тупиковая» география этой части микрорайона, то есть недостаточно активная «обратка». «Во всяком случае, - говорит руководитель управляющей компании, - рамки возможностей УК очень незначительны: мы можем зафиксировать факт низкой температуры, и то лишь в том случае, если он носит действительно общий, массовый характер для всего дома, то есть если к нам обратятся процентов 10-20 от числа проживающих в доме. Если же обращения единичные, то мы советуем получше утеплить оконные и дверные проемы, чтобы минимизировать теплопотери. Информация о температуре подаваемого в дома теплоносителя для нас так же недоступна, как для граждан. А искать физическую причину недопоставки тепла надо сообща, нам и поставщику, то есть УКС. Кстати говоря, нас радует то, что к обслуживанию сетей возвращается муниципальное предприятие «Горкоммунтеплосеть», недобросовестные подрядчики, вроде ИАРЗ, уходят с рынка, как несправившиеся. В любом деле нужен компетентный специалист».
«Ограничения подачи тепла стали реальностью»
В подзаголовок вынесена цитата из заявления, сделанного руководством компании «Удмуртские коммунальные системы» 19 ноября, где оно, ссылаясь на кризис, утверждает, что долги потребителей УКС по платежам за тепло достигли критической величины - на 1 ноября более 410 млн руб. плюс за октябрь еще 205 млн рублей. В пресс-релизе, сопровождающем заявление УКС, детально расписана уже опробованная схема ограничения подачи тепла: 11 ноября ОАО «ИжАвто» снизило температуру теплоносителя с 70ºС до 50ºС, 12 ноября – с 50ºС до 46ºС на микрорайоны «Восточный» и «Старки» (шесть жилых домов по ул. Автозаводской). В итоге температура горячей воды у потребителей упала до 38-42ºС, а теплоносителя, поступающего в системы отопления зданий, до 37ºС. Отклонение от нормы составило 24%. 13 ноября утром ОАО «ИжАвто» практически полностью закрыло задвижки на пяти ЦТП Автопроизводства и на жилой дом Ворошилова, 1а. В результате чего без отопления остались 36 жилых домов, 2 школы, 5 детских комбинатов. На ухудшенном режиме теплоснабжения находились 71 жилой дом, 2 школы, 1 детский комбинат. И только после вмешательства заместителя главы Администрации г. Ижевска-начальника Управления ЖКХ И.В. Маринина и заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям Устиновского района персонал ОАО «ИжАвто» в 19:00 открыл вводы на ЦТП и восстановил температуру теплоносителя на микрорайоны «Восточный» и «Старки». «Мы действуем на основании Гражданского кодекса, - комментирует заместитель начальника Правового управления Валентина Нилова, - статья 546, пункт 2 которой гласит «прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии… В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса, а именно за неоднократное нарушение срока оплаты... » И далее следует недвусмысленная угроза: «…неплатежи большинства управляющих компаний и ТСЖ могут поставить под угрозу обогрев квартир жителей всего города. Прецедент уже был». То есть «деньги на бочку - или кердык». А мы ведь даже не знаем, где находятся те задвижки, которыми будут манипулировать, лишая нас оплаченного нами тепла.