фото Предполагается, что срок принятия поправок будет рекордно коротким - от одного до трех месяцев. Чем вызвана спешка, непонятно, однако не похоже, чтобы депутаты осмысленно и единогласно были «за» изменение Конституции РФ. И в первую очередь, конечно, потому, что собственно от Медведева ни в речи послания, ни после нее не прозвучало никаких вразумительных доводов, по какой причине нужно увеличивать сроки полномочий президента и депутатов Госдумы. В своем послании глава государства лишь попытался успокоить публику, заверив, что «речь идёт не о конституционной реформе», а о «корректировке Конституции», и поэтому «реформаторский зуд» в этой ситуации «неуместен». Позже второй комментарий по поводу своих идей он дал в США на встрече с Советом международных отношений в Нью-Йорке. «Я считаю, что в ближайшие годы России необходима стабильная политическая сила, которая включает стабильный, сильный парламент и сильную президентскую власть», - сообщил Дмитрий Медведев. Однако это уже следствие, а не причина, и потому у экспертов до сих пор остается широкое поле для размышлений.
Анализируя догадки
В этом плане довольно неубедительно звучат набаты правозащитников, упрекающих власть в посягательстве на «священную корову». Неубедительно, так как корова уже давно не священная. Потому что какая разница для народа, кто назначает глав регионов, если их все равно назначают, а не выбирают. Или каким образом продление срока полномочий президента скажется на сменяемости власти, если эта власть уже двенадцать лет (с 1996 года, когда Ельцин одержал далеко не однозначную победу над Зюгановым) сама себя воспроизводит. Логично предположить, что народ, привыкший к системе преемства, изменений вообще не заметит. И нет тут никакой священной коровы, а есть, как выразился в послании сам Дмитрий Медведев, «уточняющие поправки», сделанные в каких-то «частных» интересах власти. И по поводу этих самых интересов была масса предположений, главное из которых состоит в том, что после изменений в Конституции Медведев якобы должен уйти, как человек, не справившийся с управлением кризисом. И на смену ему тогда вернется, естественно, Владимир Путин – уже на шесть лет. Однако только-только эти слухи доползли до власти, тут же появился спикер Госдумы Борис Грызлов и заявил, что «все, кто избран, должны доработать свой срок». Наверное, такой искушенный дворцовый политик не стал бы делать столь недвусмысленных заявлений, если бы в ближайшее время Кремль и Белый дом вновь решили обменяться своими главными кадрами. Тогда все же для чего? В среде «единороссов» прозвучали две версии. Так, политолог Сергей Марков объяснил зарубежным СМИ, что власть укрепляется, потому что «Запад тычет в глаза ракетами». С одной стороны, это логичная версия, учитывая, что в президентском послании и в кризисе на Кавказе, и в мировом финансовом кризисе косвенно и прямо обвиняются Соединенные Штаты. Но если все так плохо в отношениях со Штатами, то почему в этой стране не наблюдаются идентичные тенденции. Наоборот, граждане США, выбирая между агрессивно настроенным к России Маккейном и более миролюбивым Обамой, выбирают именно Обаму? Мне более правдоподобной представляется вторая версия, которую высказал также член «Единой России», вице-спикер Госдумы Олег Морозов. По его мнению, шесть лет – это два бюджетных цикла, а 12 лет (если каждый президент будет сидеть по два срока) - это как раз лаг стратегического планирования развития государства (стратегия «2020»). Это, конечно, аргумент, но напомним, что срок полномочий Государственной думы будет продлен лишь до пяти лет.
Как бы там ни было
Но как бы там ни было, общая тенденция всех поправок очевидна. Продлевая сроки полномочий и наделяя «партию власти» прерогативой выдвигать кандидатов в главы регионов, правящая верхушка в конечном счете увеличивает свою капитализацию. Как говорится, у власти стало больше власти. И та расторопность чиновников, с которой они сейчас пытаются принять поправки в законы, и то обстоятельство, что все это происходит на фоне финансового кризиса, говорит, что власть, скорее всего, опасается своей дестабилизации. Не зря, видимо, президент Медведев посылал свои туманные упреждения в адрес тех, «кто хотел бы нажить на глобальном экономическом кризисе «лёгкий» политический капитал».
Из послания президента Медведева Федеральному собранию
«Повторю, мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов. И поэтому самое худшее, что сегодня может случиться, – это использование текущей ситуации для сведения счётов, для недобросовестной конкурентной борьбы». «Тем, кто хотел бы нажить на глобальном экономическом кризисе «лёгкий» политический капитал, кто настроился на популистскую болтовню, кто хотел бы дестабилизировать общество, чтобы удовлетворить личные амбиции, – советую прочитать Конституцию. Считаю своим долгом предостеречь тех, кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки. Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия. Конституционный порядок и впредь будет обеспечиваться всеми законными средствами». «Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как это было ещё совсем недавно, 15 лет назад. Понятно, что быть. Очевидно. С этим никто не спорит. Теперь вопрос в том, как должна развиваться дальше российская демократия». «Считаю возможным, чтобы предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов Федерации представлялись президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. И, стало быть, больше никем». «И второе предложение. Увеличить сроки конституционных полномочий президента и Государственной думы до шести и пяти лет соответственно». «… чем динамичнее экономика и острее политическая борьба, тем прочнее и стабильнее должны быть фундаментальные институты демократии, её, образно говоря, несущие конструкции, на которых держится всё здание демократического государства».