Хорошо сказал!
Учитель истории Тамара Верещагина (на фото слева) и завуч тридцатой школы Надежда Бесогонова опасаются, что громкие заявления о новой образовательной стратегии не дойдут до реальных российских школ. Часть своего обращения к Федеральному собранию президент посвятил проблемам образования. Было сказано, что «откатившуюся» с передовых позиций российскую образовательную систему необходимо возрождать. Была предложена некая новая образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», включающая в себя пять направлений. Во-первых, обновление содержания образования. Те стандарты, с которыми ничего толком не могли сделать за последние пятнадцать лет, президент наказал обновить в сжатые сроки. Во-вторых, «должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». В-третьих, предлагается «разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов», для пополнения школ молодыми учителями, «причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием». 2010 год будет объявлен в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». В-четвертых, необходимо улучшать материально-техническую базу школ, строить новые, отвечающие современным требованиям школьные здания, создавать комфортные условия для учеников. «Российская школа не имеет права быть ветхой», – говорит Дмитрий Медведев. В-пятых, президент подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». Заниматься здоровьем учеников должны не только их родители, но и педагоги. Когда я прочитал текст обращения, я просиял – так все хорошо и так все правильно! Спорить не с чем. Все обозначенные проблемы стоят уже давно, и предложенные президентом идеи необходимо как можно быстрее воплотить в жизнь. Несколько смущает, правда, что опять внедряются какие-то новые стратегии. Возникает вопрос, а старые себя, значит, не оправдали?
А справитесь?..
Я поинтересовался мнением наших учителей по поводу речи президента. «Вообще, откуда взялась эта идея? Почему заговорили о школе? – задается вопросом Тамара Сергеевна Верещагина, учитель истории тридцатой школы. – Я думаю, что наше начальство работает пожарными методами. Начали падать школы – возник вопрос о школе. А где были раньше-то? Вот мы говорим о том, что надо формировать ребенка, создавать условия для развития личности, таланта в школе. А в каких условиях может развиваться личность, если школы рушатся? О чем тут речь? Мы технически просто отчаянно отстаем от Запада». С ней соглашается Надежда Георгиевна Бесогонова, завуч «тридцатки»: «Обвалилась школа в Оренбурге, погибли дети – значит, нужно срочно о школе говорить. А школы же все проектировались в 30-40-е годы, конечно, они все уже устарели! Потому что администрации городов, районов республики занимаются церквями, президентскими дворцами, но никто всерьез не занимается ни образованием, ни школой, ни учителем». Оптимизм мой несколько поубавился. Способно ли наше государство провернуть такую серьезную операцию, или это только слова? «Проблема образования – это проблема общеевропейская, – говорит Тамара Сергеевна. - Те проблемы, которые присущи нашей школе, они присущи школам других стран. Задачи, которые ставит президент, это задачи для всех. Но что касается нашего образования, могу сказать, что в нашей стране нет никакой преемственности в тех реформах, которые там наверху проводятся. Эти реформы не успевают «спуститься» во все школы, как уже отменяются. У нас есть школы на местах, которые развиваются за счет внутренних ресурсов. Существуют талантливые учителя. Они внедряют какие-то инновации. А начальство существует отдельно. Оно проводит свои бесконечные реформы, которые сути школы практически не задевают. Создали специализированные классы – проработали несколько лет. Тут же вводится ЕГЭ, который противоречит сути специализированного образования: все должны сдавать математику, русский язык и т.д.». «Из той категории учителей, которая на сегодняшний день работает, пытаются выжать остатки соков, – добавляет Надежда Георгиевна. – Та же аттестация идет не во благо учителю, а во вред, потому как занимаемся не детьми, а бумажками. Кругом одна бумага: пишем и перекидываем с места на место…» Да и те документы и программы, которые составляются для школы, пишутся, по мнению учителей, людьми некомпетентными. Девять страниц текста параграфа и двадцать терминов в нем – это для шестого класса тяжеловато. И главный вопрос, который интересует всех, – вопрос финансирования. «Речь Медведева хороша, – говорит Н. Г. Бесогонова, – но чтоб все эти вещи воплотить в жизнь, надо, прежде всего, кардинально пересмотреть финансирование образования, потому что, финансируя по остаточному принципу, мы получаем и остаточный результат. Я сколько лет работаю, все говорят «поднять авторитет учителя на недосягаемую высоту». Если учителя толком не кормить, держать в черном теле, как можно вообще говорить о каком-то авторитете?» Действительно, о чем речь? В проекте бюджета на 2009 год ни копейки на повышение зарплаты учителям не выделено. А это значит, что реальный заработок только снизится. Дотянут ли до 2010-го – Года учителя? А в 2010-м вложат ли реальные средства в долгосрочное развитие страны, или только руку пожмут учителю да красивые слова скажут? На радио «Эхо Москвы» также обсуждалась проблема школы в связи с обращением главы государства. Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы, высказал интересную мысль. «Возможно ли построить эту новую школу?» – спрашивает депутат. Судя по речи президента, наша страна должна стать лучшей в мире «для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан». По-видимому, таких критически настроенных, мыслящих граждан и должна воспитывать новая школа. «Люди, которых будет готовить такая школа, будут по-другому относиться к этой власти. И я уверен, что этой власти это не надо». Как в случае с бюрократией, которой поставили задачу уничтожить саму себя. Свое отношение к реформам выражает Тамара Сергеевна: «Разговоры о реформе школы уже набили оскомину за эти годы. Они вызывают лишь скептическую улыбку или уже просто раздражение, потому что в реальности мы видим совсем незначительные изменения».
О материальных стимулах
В рамках национального проекта «Образование» материальное стимулирование осуществлялось следующим образом. Несколько десятков учителей региона и некоторые школы, сумевшие документально доказать, что они лучшие, получают денежное поощрение. Учителям – по 100 тыс. рублей, школам – по 1 млн. «Систему образования надо менять кардинально, – говорит завуч «тридцатки», – необходимо, чтобы вопрос этот ставился систематически. А так – от случая к случаю – это никаких результатов не принесет. Что этот одноразовый миллион для школы, которая уже двадцать лет основательно не ремонтировалась? В наше время это не деньги. Да, некоторые учителя получили гранд в сто тысяч рублей. При такой бедности, и когда коллектив в сто человек, и только одному дают премию, да еще и за вычетом тринадцати процентов – что это для образования? Это же почти бессмысленно. А для того, чтоб доказать, что ты этой премии достоин, нужно было собрать кучу бумаг, документов. Но таких учителей, которые заслуживают эту сотню тысяч, масса». И еще. Про бюджет на 2009 год уже сказано. Да… стимулы. Что же делать? Как стимулировать-то? Призадумались чиновники и решили: давайте эти же деньги как-то по-новому распределим. Доживающая свой век единая тарифная сетка действительно несовершенна. Но что предлагают взамен? Теперь каждому учителю обеспечена базовая часть зарплаты (4330 руб.), а 30 процентов фонда оплаты труда уйдут на стимулирующие надбавки. Их распределение будет возложено на школьную администрацию. Система вводится с 1 сентября 2009 года. В некоторых регионах такой эксперимент прошел. Довольных мало. «Как это выглядит в большинстве регионов? – комментирует ситуацию Олег Смолин, заместитель председателя думского комитета по образованию, участник упомянутой дискуссии на «Эхе». – Мой друг, директор школы, подписал недавно бумагу о том, что фонд заработной платы увеличивать не будут. Вместе с тем зарплату надо увеличивать, и сокращай, кого хочешь… Это значит, что учитель ставится в положение, полностью зависимое от директора, а директор – от своего непосредственного начальника. И в такой ситуации ожидать творчества от учителя?.. Все будут бояться, дрожать – как бы не сделать чего такого, за что могут уволить или снизить зарплату…» Надежда Бесогонова так видит будущее этой реформы: «Администрация школ со стороны учителей теперь будет обложена интригами, склоками и руганью. На каком основании я, как представитель администрации, буду у Марьи Ивановны отнимать кусок хлеба, пусть и небольшие деньги, и передавать это Марье Петровне? Та доброжелательная атмосфера, которая должна складываться в школе, разрушится из-за этих ссор, конфликтов».
Кто пойдет?
Представим себе идеальную картинку. Выполнили все президентские заветы, построили красивую современную школу, напичкали ее спортзалами, бассейнами и чем хотите. Осталось только пополнить школы новым поколением преподавателей. И тут казус – очереди-то нет в учителя… Вот ведь какая штука – есть у молодых людей нормальные, здоровые потребности. Семью хочется завести, ребенка и жить по-человечески. На четыре тысячи рублей!? Кто пойдет? «Да, поколение учителей очень стареет. Если смотреть статистику, 15-20 процентов учителей на сегодня – пенсионеры. В основном работают люди после 40-50 лет, а молодых – единицы», – говорит Н. Г. Бесогонова, завуч 30-й школы. Потому и заговорили опять об уважении к статусу учителя, когда ситуация встала на грань катастрофы. Конечно, надо авторитет учителя поднимать, давно уже надо было. Энтузиазм – ресурс качественный, но, как выясняется, почти исчерпанный. И слишком долго государство опиралось по большей части именно на него. Среди моих знакомых много таких, кто хотел бы пойти в школу. «Но за такие копейки…» В итоге, опять мы слышим правильные, нужные слова, но опыт подсказывает, что для их воплощения в жизнь усилий будет потрачено, скорее всего, не больше, чем ушло на колебание воздуха при их произнесении.