Чей счетчик в моей квартире?
фото Звонит знакомый и объясняет: «Пришли из «Энергосбыта» и требуют, чтобы я срочно поменял свой электросчетчик. Говорят, что у них там поменялись какие-то технические требования и мой старый счетчик теперь не годится, хотя он исправен и я по нему как платил, так и плачу, никаких претензий по оплате от энергетиков ко мне нет». Небольшой экскурс в Интернет дал любопытный результат. Оказывается, вопрос о том, кому принадлежит счетчик электричества, висящий на стене в моей прихожей, вопрос отнюдь не праздный. Более того, от ответа на этот вопрос зависит, кому и сколько платить. Рассмотрим ситуацию абстрактно, отвлеченно от счетчика. Есть продавец (сбытовая компания), есть покупатель (гражданин), есть товар (электрический ток). Если покупаем, к примеру, молоко или сахар, то продавец сам отмерит (развесит, расфасует) для нас свой товар, чтобы, не дай Бог, не взяли больше за обозначенную цену. То есть у продавца есть для этого весовое хозяйство, он нас не заставляет с собой в магазин брать бытовой безмен, да еще иметь при себе доказательство, что он прошел государственную поверку на предмет правильности показаний. Что гласит закон? Из комментария юриста, найденного в Сети: «Пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ определено: в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами». Согласно п. 139 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных 31.08.2006 г. постановлением Правительства РФ, в случае установки счетчика в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В п. 140 этих же Правил предусмотрено, что замена и установка электросчетчиков осуществляется энергосбытовой или сетевой организацией за счет граждан-потребителей, если последние являются собственниками приборов учета». Внимательно прочитав Правила, можно заметить, что даже они оговаривают этот момент - «если последние (мы с вами) являются собственниками приборов учета». Вот это и надо установить и для себя, и для тех, кто очень хочет навязать нам ненужную нам услугу. Если я въехала в тогда еще принадлежавшую государству квартиру в 1963 году, и опломбированный неизвестно кем счетчик на стенке там уже был, то чей он тогда был? Уж точно не мой! Сейчас он все так же висит, всё с той же пломбой, только инспектор стал ходить гораздо чаще, раза 3-4 в год. Сейчас энергетики, ссылаясь на свой внутренний документ, повсеместно, не только у нас, требуют замены счетчиков «старого поколения» на новые. При этом одни говорят, что это (большая точность в показаниях) - в интересах потребителя, но есть и мнения противоположные - что это выгодно продавцу. Кроме того, нас же заставляют следовать их техническим регламентам, проходить какие-то регулярные поверки. Почему, если счетчик мой, они меня заставляют это делать? Я со своим имуществом вправе обходиться по своему усмотрению. Значит, все-таки не очень «мой»! Умные и экономные жильцы, чьи квартиры напичканы современной бытовой техникой, которая «жрет» электричество в огромных количествах, давно уже сообразили, что им куда выгоднее перейти с оплаты по показаниям счетчика на оплату по нормативу, то есть отказаться от счетчика. И вот тут - внимание! - энергетики сами, за свой счет бегом бегут и ставят СВОЙ счетчик. Норматив же установлен постановлением региональных органов исполнительной власти. У нас это пресловутая таблица из апрельского (2007 года, № 59) постановления правительства, где нормативы имеют 20 значений в зависимости от количества комнат в квартире и числа прописанных в ней людей. Применительно ко мне получается, что по нормативу мне было бы выгоднее платить, по счетчику выходит больше. В Сети есть целые сайты «народных умельцев», которые со знанием дела дают друг другу практические советы, как «минимизировать» расходы на электричество. Я, разумеется, не призываю пользоваться этими «советами». Но не надо и энергетикам поступать с нами, как с лохами, - мол, всё схавают. Еще один пример. В Татарстане всем пенсионерам и малоимущим счетчики поменяли бесплатно, никто никому ничего не доказывал. Цена вопроса в каждом конкретном случае, может, не столь уж и велика - рублей 600-700 на новый счетчик, да установка пара сотен. Но если взглянуть на проблему масштабно, то у меня лично нет сомнения, что для энергетиков это «золотая жила». Если уж из ветеранской льготы они умудрились выжать себе дополнительные миллионы, то обмен счетчиков должен быть просто супервыгодным.
Комментарий Комитета по защите прав потребителей
На мой звонок в отдел коммунальных услуг городского Комитета защиты прав потребителей ответила специалист-женщина. Ни на секунду не задумавшись, она сказала, что, да, счетчик в принадлежащей мне квартире принадлежит тоже мне со всеми вытекающими последствиями. Но если я не согласна с энергетиками, требующими замены нормально работающего прибора на новый, современный, за мой счет, или если я по каким-либо причинам хочу вообще перейти на систему оплаты не по счетчику, а по нормативу, то мне в этом случае надлежит обратиться с письменным заявлением в «Энергосбыт». И посмотреть, что они ответят.
Кто сказал «не годен»?
В редакцию позвонила давнишняя читательница «Д». Живет она в частном секторе, улица газифицирована. И вот минувшим летом вся улица получила предписание - счетчики снять и сдать их на поверку. По словам Анны Павловны, моей собеседницы, дело это не такое простое - снять счетчик. Это надо вызвать слесаря, а при вызове им всем сказали, что нет в наличии такой важной детали, как «переходник», и что этот переходник слесарь будет ставить СВОЙ на время, и обойдется эта «услуга» гражданам в 400 с лишним рублей. А всего за снятие взяли 773 рубля (вместе с переходником). Сдали счетчики в «Удмуртгаз», получили обратно в «Удмуртрегионгазе». На все про все ушло два месяца, в течение которых жителям предъявляли оплату «по среднему», что вышло на деле гораздо дороже, чем они обычно платили в летние месяцы, когда (без отопления!) потребление газа идет минимальное, только на приготовление пищи. В цифрах это выглядит так: нынче за июль взяли 225 руб., а обычно летом получалось по 60-70 рублей в месяц. Ну, ладно, раз надо проверять, пусть проверяют, 170 рублей взяли за поверку. Так еще надо оплатить «чистку»! Пенсионерки заартачились - не будем платить за чистку. Ладно, не платите. И выдают счетчик обратно... опломбированный! Написано - «не годен»! Пришлось идти покупать новый - 1600 рублей. Анна Павловна рассказала, как горько плакала в коридоре «Регионгаза» старенькая бабушка, которой выдали это «не годен» на итальянский счетчик, пяти лет не простоявший у нее. «Меняйте!» - и всё! Показав знакомому слесарю лежащий теперь без дела опечатанный счетчик, женщина услышала от него, что счетчик-то нормальный. И такая катавасия, судя по регламентам, теперь будет происходить раз в три года. При этом в ежемесячной платежке есть некие 13 рублей «за услуги». Уж не те ли самые, которые выливаются вот в такие оплаченные слезами старушечьи рубли? Кстати говоря, ситуация с газовым счетчиком, на мой взгляд, весьма напоминает ситуацию с электросчетчиком - если он ваш, то проверяйте, чистите, обслуживайте его сколько душе угодно, но не трясите при этом деньги с населения (тем более что внесли «услуги» в платежку). Если же он наш, то не навязывайте свои правила и платежи.
Комментарий Комитета по защите прав потребителей
По поводу не оспоренного потребителем вывода поверочной службы специалист комитета рекомендует обратиться в независимую экспертизу, которая может удостоверить рабочие качества прибора. Эта услуга тоже платная, но если вывод эксперта будет противоречить выводу газовиков, то оплатить ее проведение будет вынужден тот, кто выдал негодное заключение.
«Перепутали» анализ
Приятель моего знакомого рассказывает: «Решили мы с женой завести второго ребенка. Подошли к делу серьезно - пошел я на Ленина, 100 (Прим. – Кожно-венерологический диспансер), чтобы убедиться, что совершенно здоров. Сдал все анализы (конечно, небесплатно), пришел за результатом. И тут меня огорошили - говорят, извините, анализ плохой. Ничего страшного, вот такой курс лечения, лекарства возьмите в нашей аптеке, всего выйдет на 3700 рублей. А с деньгами, как всегда, туго. Да и как жене-то сказать такое, тем более что я на самом деле чист перед ней, никаких связей у меня на стороне не было. Просто ужас какой-то! Помаялся, да и рассказал все жене. Слава Богу, она у меня нормальная! Она мне поверила, а не бумажке. Пошли вместе к докторам. Потребовали показать нам результат анализа. И тут вдруг выясняется, что - ой! - мой анализ оказался «чистый», а лаборант (медсестра, «стрелочник») - ой! - просто бумажки «перепутала». Ну, «до кучи» уже мы выяснили, что в ненужный «курс лечения» мне навыписывали дорогущих импортных лекарств, стоящих в несколько раз дороже, чем отечественные аналоги».
Без комментария.