фото Киноклуб этот существует исключительно на общественных началах. Здесь с вас не возьмут даже символическую плату за просмотр. И все же посещаемость его нельзя назвать высокой, двадцать-тридцать человек на киносеансе – уже максимум. Но не торопитесь сочувствовать киноклубу: такая камерность более располагает к общению, а у зрителя создается впечатление своей уникальности в выборе кино. Главный секрет хорошего киноклуба – в его ведущем. Этот человек должен не только подбирать фильмы, но и уметь их правильно преподнести. От его слов во многом зависит и то, как фильм воспримут зрители, как они его интерпретируют. Киноклубу имени Дзиги Вертова в этом смысле повезло – у руля стоит замечательная девушка Елена Бучкина, личность яркая, интересная, хороший оратор. Но самое главное – у нее есть свой взгляд на кино. Поэтому наша беседа о буднях клуба получилась сродни лекции по киноискусству.
«Д»: Лена, как начинался киноклуб? Как вы оказались в помещении больницы?
Елена Бучкина: Киноклуб существует полтора года, первый показ состоялся в декабре 2006 года. Очень долго искали помещение, мыкались по разным местам. Так как мы существуем на общественных началах, то и помещение пришлось искать бесплатное – по знакомым. Заведующий одного из отделений пустил нас в аудиторию, пустующую по субботам.
«Д»: Можно долго рассуждать о той просветительской роли, которую сейчас играют киноклубы. А что это дает лично Вам? Связано ли это с Вашей профессиональной деятельностью?
Елена: По образованию я филолог, и с профессиональной точки зрения мне, конечно, это интересно. Если оперировать методами семиотики (Прим. – наука о знаковых системах), то кинематограф можно рассматривать как своеобразный набор символов и знаков. Я всегда анализировала литературные произведения, а за эти полтора года научилась анализировать произведения кинематографические. Конечно, на каждой дискуссии открываешь для себя много нового, но самое главное – мне очень хотелось помочь людям интерпретировать кино, уметь понимать язык кино, показать лучшие образцы визуального искусства. На мой взгляд, в городе существует такая проблема: до недавнего времени не было настоящего качественного киноклуба.
«Д»: А как же знаменитый киноклуб в кинотеатре «Аврора»?
Елена: Это, собственно, и не киноклуб даже, а просто альтернативный кинотеатр, там нет дискуссий, обсуждения содержательной наполненности фильма. Что касается киноклуба «Зеркало», то я ходила туда несколько раз на интересующие меня фильмы, но каждый раз разочаровывалась. Там совершенно другой подход к кино, как к некой эстетически прекрасной вещи, но при этом игнорируют самого автора. Я считаю, что очень важно раскрыть взгляды автора, донести до зрителя авторский «манифест». И потом, сегодня совершенно забыт советский киноавангард. Мало кто знает Дзигу Вертова, а имя Эйзенштейна хотя и на слуху, но в чем особенность его киноязыка, никто не знает. Поэтому очень важно показать зрителю фильм так, как автор хотел бы, чтобы его посмотрели.
«Д»: Но на ваших дискуссиях вы выходите за рамки обсуждения конкретного фильма. Значит, есть у киноклуба и более глубокие цели?
Елена: Я твердо убеждена в том, что режиссер никогда не снимает просто эстетически красивый объект. Искусство отражает взгляд художника, режиссера, писателя, творца на жизнь. Поэтому мне не нравится, когда фильм анализируют как «вещь в себе». Зачастую или формально обсуждают техники, или строят свои выводы на основе фильма, не учитывая те связи, которые существуют между фильмом и жизнью. Мы рассказываем только о тех режиссерах, которым есть что сказать миру. Они затрагивают в своих фильмах болевые точки, призывая к решению каких-либо проблем. Иногда мы идем на провокацию, показывая фильмы вроде «South Park», рассматривая современную культуру, отраженную в нем, как знаковую систему. Шаблоны голливудского кино тоже можно анализировать, это своего рода культурная игра.
«Д»: А какое кино предпочитаете именно Вы?
Елена: У меня два любимых режиссера: Пазолини и Годар. Очень люблю кино конца шестидесятых, например, Антониони. В октябре мы собираемся показать один из моих любимых фильмов «РоГоПаГ» - аббревиатура из имен Росселлини, Годар, Пазолини и Григоретти. В этом фильме есть и визуальные эксперименты, и глубокое содержание. Раскрываются проблемы современного общества потребления, социального неравенства.
«Д»: Вас не беспокоит, что киноклубы вроде вашего не имеют широкого распространения?
Елена: Вот это как раз абсолютно естественно. Люди, которые идут и смотрят массовое кино, – жертвы сложившейся системы, и их большинство. Такое кино создает опасную иллюзию, когда человек переживает вместе с героями какую-либо ситуацию, даже целую жизнь, заменяя ими жизнь собственную. Так получается, что сейчас кинематограф – «опиум для народа», он усыпляет.
«Д»: А когда Вы сами последний раз были в коммерческом кинотеатре?
Елена: Это очень сложный вопрос (смеется). Не помню.
«Д»: По какому принципу Вы подбираете фильмы?
Елена: Критерии достаточно простые. Мы стараемся кино чередовать. Так как мы носим имя Дзиги Вертова, то раз в месяц показываем хорошее документальное кино, которое больше нигде не посмотреть. Я считаю, что этим мы делаем полезную просветительскую работу. Обязательно раз в месяц – классический фильм итальянских или французских режиссеров. Еще можем показать фильм популярный, чтобы он привлек как можно больше людей, но заставляем над фильмом задуматься.
«Д»: Название киноклуба - это тоже Ваша идея?
Елена: Да, название придумала я. Дело в том, что находки советского кино сейчас забыты, но ведь они повлияли на весь мировой кинематограф! А мы об этом ничего не знаем, и современное русское кино эти традиции не учитывает. Да и советский кинематограф сейчас рассматривают очень упрощенно, как набор одних штампов. От этого культурного слоя мы оказались оторваны, что печально.
«Д»: То есть сегодня в России, по Вашему мнению, нет хорошего кино?
Елена: Нет, почему же. Мы показывали, например, «Всадник по имени смерть» Карена Шахназарова и «День выборов» Олега Фомина. Это интересное кино, и там есть над чем задуматься. Если есть действительно хорошие современные фильмы, то мы их стараемся показывать.
«Д»: Можно ли ожидать в вашем киноклубе показа местного, ижевского кино, или это еще из области фантастики? Елена: На самом деле, кино у нас снимают, и есть интересные фильмы. Правда, пока это скорее эстетские игры, эксперименты. Но именно для нашего киноклуба это кино будет чужеродным. В нем нет той базы для анализа, которая нас интересует.
Перефразируя классика, скажу, что киноклуб в Ижевске больше чем просто киноклуб. Тот, кто приходит туда впервые – посмотреть интересный фильм, не может не заметить: здесь говорят не только о кино, но и о политике, общественных проблемах, кризисе сознания и т.д. Но справедливости ради не могу не внести свою ложку дегтя в этот медовый киноторт. Я никак не могла отделаться от впечатления, что собрания киноклуба - эдакие вечера для избранных, интеллектуалов, кто еще не до конца погряз в безликой массе массовой культуры. Может быть, и не стоит так уж подчеркнуто противопоставляться «толпе». Глядишь, и люди потянутся...