Банк «Русский Стандарт» сделал потребительские кредиты доступными для бедных, но под драконовские условия. Ставки по кредитам составляли 40-50 (а то и больше) процентов годовых. Для сравнения: в Европе ставки по потребительским кредитам, как правило, 3-6 процентов. Именно так и прививалась культура потребительских кредитов в России. «Доверие: Мы работаем честно, и нам доверяют» – так звучит идеологическая установка, которую разработал и которой на словах придерживается банк «Русский Стандарт». В реальности это выглядит следующим образом: покупатель идет в магазин и без первоначального взноса, под 18 процентов годовых берет кредит для приобретения понравившегося ему товара. И только потом, отойдя от дурмана «бесплатной» покупки, обнаруживает, что общая сумма процентов, которые он должен теперь выплачивать по кредиту, доходит до 60-90% годовых. Но это еще не все, даже погасив потребительский кредит за покупку, человек может попасть в ловушку, из которой выбраться будет очень непросто. Достаточно только поддаться искушению и «открыть весь мир покупок с картой «Русский Стандарт». Так зазывают доверчивых граждан в рекламном буклете банка. Как ввести в заблуждение До недавнего времени кредитные карты банка «Русский Стандарт» (БРС) высылались клиентам уже через два месяца после получения ими кредита, но совсем недавно правила изменились – срок высылки увеличился до шести месяцев. Получив кредитную карту с буклетом, где нарисованы счастливые люди, лежащие в парке под деревом, и где прописаны пункты выдачи денег по данной кредитной карте, человеку всего лишь нужно позвонить по телефону и, назвав свои личные данные, активировать карту. Соблазн велик, никаких усилий - и вот они, денежки, и, забыв про народную мудрость: «Бесплатный сыр только в мышеловке», многие, действительно, брали телефонную трубку и активировали карты. После этого риск в буквальном смысле оказаться в парке под деревом (прямо как на буклете) резко возрастал. «Кредитка пришла через несколько месяцев после того, как мы взяли кредит на покупку компьютера, - вспоминает свою историю взаимоотношений с «Русским Стандартом» мой знакомый Влад. - По телефону сотрудница банка сообщила мне, что если я активирую карту на 50 000 рублей, то выплачивать кредит нужно будет по 2400 рублей в месяц. Во всяком случае, я так понял. Сумма выплат меня устроила, хотя на том конце провода так и не смогли внятно объяснить, какое время мне придется платить по две с половиной тысячи, чтобы окончательно погасить кредит. После активации и снятия наличных мне стали приходить счета, где было написано, что сумма ежемесячной выплаты составляет 2400 рублей. Но опять нигде не было сказано о сроке погашения кредита». Рассказ о технологии введения в заблуждение подтверждает и другой мой знакомый, Александр, который в свое время являлся кредитным экспертом «Русского Стандарта». «Нас всегда учили стараться не говорить о том, что после получения кредита клиенту будет выслана еще и кредитная карта. При заключении договора мы пользовались всеобщей юридической безграмотностью, да и попросту ленью клиентов, которые, не читая оферту (кредитный договор), ее подписывали», - улыбаясь, рассказывает он. «В течение полугода ежемесячно я выплачивал эту сумму (2400 руб.), а потом все-таки решил съездить в отдел банка «Русский Стандарт», чтобы узнать, сколько времени мне придется платить. Ответ улыбающейся девушки в БРС шокировал меня: чтобы погасить мой долг по кредитной карте БРС, платя по 2400 рублей в месяц, нужно было платить 9 (!) лет, - продолжает Влад. - В итоге, узнав это, я сразу перестал платить и начал оформлять кредит в другом банке, чтобы погасить эту злосчастную карту. Кредит оформлял долго, невыплаты превысили два месяца, ко мне начали приходить из службы безопасности БРС. Вероломно вламываясь в квартиру, они ходили по ней и говорили: вот это заберем, вот это и еще вот это. А как же решение суда, без него же нельзя? - спрашивал я. На что они отвечали, что у нас все можно, так что если не хочешь лишиться техники и самой квартиры, выплачивай карту. Что пришлось пережить мне и моим близким, описать невозможно, после того как я с горем пополам погасил эту злосчастную карту, я ее выкинул и больше никогда не обращусь в этот банк!» - закончил свой рассказ мой знакомый, пострадавший от действий «Русского Стандарта». Из вышеприведенных примеров видно, что клиентов БРС намеренно вводят в заблуждение, но оказывается, что делает это банк не совсем юридически подготовившись к натиску доведенных до ручки людей. Неужели рассчитывают на пассивность нашего населения? Нестандартный подход Но пассивны все же не все. 14 мая 2007 года Курганский городской суд под председательством судьи Кавки Е.Ю. вынес сенсационное решение по кредитным картам «Русского Стандарта». В суде господину Даденко Петру Семеновичу (данные истца изменены) удалось доказать, что отдельного письменного договора на использование кредитных карт БРС между истцом и ответчиком не заключалось. Оферта же, в свою очередь, подписанная от его имени, предусматривала кредитование его только на телевизор и на выпуск кредитной карты на его имя. Но так как в данном заявлении не был прописан ни денежный лимит выпускаемой кредитной карты, ни график платежей, не было условий и тарифов по карте, данное заявление нельзя считать договором по кредитной карте. Поэтому договор на кредитную карту можно считать заключенным лишь в устной форме, а моментом заключения признать активацию карты по телефону. Ввиду того что в момент активации гражданин тоже не был ознакомлен с условиями и графиком платежей (был назван лишь некий минимальный платеж в размере 1600 руб.), этот устный договор нужно считать недействительным. Сославшись на статью 820 ГК РФ, которая оговаривает, что кредитный договор может быть заключен только в письменной форме, а несоблюдение письменной формы влечет за собой его недействительность, суд удовлетворил требования истца и отклонил доводы банка о том, что условия якобы высылались буклетами в письме банка. В результате, гражданин Даденко вернул банку ровно столько, сколько взял, не переплачивая ни неустойку, ни проценты по кредиту, как требовал того «Русский Стандарт». Банк оказался в проигрыше. Это показательный пример того, что если бы побольше было таких граждан, то, возможно «Русский Стандарт» уже давно бы перестал существовать, так как в ответ на свои хитрые схемы встретил бы жесткий отпор. Поправка прокуратуры В 2007 году массовое недовольство граждан банком «Русский Стандарт» достигло апогея, клиенты заваливали суды исками против БРС, выходили на митинги, обращались в прокуратуру. И понимая, что ситуация становится критической, прокуратура обратила, наконец, внимание на деятельность банка. «В рамках проведения проверки в Генеральную прокуратуру РФ был приглашен председатель совета директоров ЗАО «Банк Русский Стандарт» Рустам Тарико, которому было предложено прекратить практику нарушения прав граждан при предоставлении потребительских кредитов», - говорится в заявлении Генеральной прокуратуры РФ от 16.08.07 г. Видимо, г-н Тарико внял требованиям прокуратуры, и 8 августа прошлого года совет директоров ЗАО «Банк Русский Стандарт» принял решение об отмене ежемесячных комиссий (платы за обслуживание счета) по всем предоставляемым банком кредитам, а также о реструктуризации задолженности клиентов с отменой плат за пропуск платежей и неустойки. Кроме того, была отменена практика переуступки прав требования к гражданам в ООО «Агентство по сбору долгов». «Учитывая, что действия банка (Прим. – «Русский Стандарт») создают социальное напряжение в обществе, дискредитируют идею потребительского кредитования, Генеральной прокуратурой Российской Федерации предложено Центральному банку России и Роспотребнадзору установить контроль за соблюдением ЗАО «Банк Русский Стандарт» законодательства о банках и банковской деятельности, защите прав потребителей, собственных решений банка по обеспечению прав граждан в сфере потребительского кредитования» – этими словами заканчивается заявление Генеральной прокуратуры РФ от 16 августа прошлого года. После этого заявления прокуратура больше не вспоминала о «Русском Стандарте». Прошел год, и что же изменилось? Оказывается, ничего. До сих пор банк «Русский Стандарт» по точно такой же схеме высылает своим клиентам кредитные карты и не знакомит с условиями кредитования по ним. Так же, как и раньше, передаются дела нерадивых должников в коллекторские агентства (недавно один из моих знакомых сообщил, что по факту его просрочки перед БРС к нему явились представители коллекторской фирмы), хотя в прошлом году было заявлено о прекращении данной практики, и многое другое. Поругали банк, он вроде бы исправился, и забыли про все бывшие нарушения, а ведь даже за выявленные нарушения банк не был оштрафован ни на копейку.
Банк «Русский Стандарт» сделал потребительские кредиты доступными для бедных, но под драконовские условия. Ставки по кредитам составляли 40-50 (а то и больше) процентов годовых. Для сравнения: в Европе ставки по потребительским кредитам, как правило, 3-6 процентов. Именно так и прививалась культура потребительских кредитов в России.