Памятник павшим в годы Гражданской войны для ускорения косметического ремонта облицевали тем же пенополистиролом, что и дворец президента Удмуртии. Привлекательный город сочетает в себе красоту с высокой культурой, где уважают и свое прошлое, и свое настоящее. Власти Удмуртии в целях саморекламы выработали довольно дерзкую информационную политику о своей привлекательности. Местные чиновники вроде бы без больших на то оснований приклеивают к республике различные «этикетки». Чего, например, стоит утверждение «Удмуртия – регион опережающего развития», прозвучавшее в качестве слогана на прошедшем в мае Втором инвестиционном форуме «Удмуртия-2008». Грань между тем, что уже история, а что еще нет, очень зыбкая. К примеру, что считать историей: сквер на Красной горке, появившийся в советское время, Михайловский собор, который стоял здесь же до 1937 года, или первое кладбище ижевского завода на месте собора? Тут возникают разногласия. Республиканские власти решили, что кладбище – это вообще ничто, и нещадно раскопали его экскаваторами, залив котлован бетоном. Сквер тоже пришлось лишить права на существование и вырубить, потому что он мог загородить собор для обзора его из автомобиля президента страны. Однако теперь на стене собора не написано: «На этом месте под попечительством Александра Волкова вырублен исторический сквер и разрушено экскаваторами первое ижевское кладбище». Написано только, чьими трудами был восстановлен собор. Перечислили, наверное, всех более или менее известных начальников и руководителей предприятий. Надо сказать, что некоторые раскопки здесь археологами все же проводились. Однако об их качестве могу сказать как участник одной из «уборок» аналогичного кладбища за Ледовым дворцом «Ижсталь». Все происходит в чудовищной спешке: сроки постоянно поджимают, людей не хватает, работают школьники, а объемы огромные. Всегда возникал вопрос: куда торопимся-то? Сколько это кладбище здесь было, а тут за пару месяцев его вдруг требуется «перезахоронить». С нормальными ресурсами за пару лет можно было бы спокойно его убрать и перезахоронить останки. Ну а если уж говорить в общем, то по вопросу, что восстанавливать, а что разрушать, можно было бы спросить у горожан. «Если какой-то исторический памятник уже существует, то надо именно его и сохранять. Ведь на сегодняшний день он является результатом исторического процесса. Если бы вы действовали из каких-либо иных побуждений, нежели сохранение исторического наследия, то и вырубку леса и снос кладбищ можно было бы понять, но если вы пытаетесь сохранить историю, то отказываться от какой-то ее части совершенно неприемлемо», - выразил свою точку зрения студент исторического факультета Николай. Уничтожать же экскаваторами кладбища в любом случае настоящее варварство. Те, кто отдает такие распоряжения, должны понимать, что через сотню лет и в отношении их могил, наверняка, поступят точно так же. И где тут уважение к истории? Причем, при сравнении современной власти с предыдущей, советской, даже трудно сказать, чьи мотивы можно назвать более предпочтительными. При советской власти Михайловский собор был разрушен из идеологических убеждений, те, кто на это пошел, считали, что строят новое общество на основах новой идеи. Новострой же Михайловского собора возведен лишь потому, что президенту Удмуртии потребовалась новая «визитная карточка» для столицы республики. Верующих от этого больше не стало. То же самое можно говорить о Калашникове. Не стану повторяться по поводу сноса реального дома в Инженерном городке (и всего городка вместе с ним), где жил конструктор, который снесли и поставили вместо него помпезный музейно-выставочный комплекс совсем в другом месте. На мой взгляд, власть снова проявила здесь неуважение к истории в пользу якобы «красоты» в том ее понимании, которым обладают члены семей президента и премьера Удмуртии. Как сказал один мой знакомый: «Бедный Калашников! Я бы давно сошел с ума, если бы каждый день ходил на работу мимо собственной статуи в музей имени себя». Не странно ли было назначать встречу около памятника самому себе?.. Таких примеров немало, и не исключено, что варварство власть имущих по отношению к истории - явление того же порядка, что и варварство населения, изгадившего всё, до чего дотянулись руки. Новые культурные (культовые!) места быстро превращаются в места хамских молодежных тусовок и неумеренного распития пива и прочего алкоголя. Обращали ли вы внимание на то, что сегодня по вечерам около Михайловского собора сидят и пьют пиво группы молодежи? Я задавал им вопрос: кто построил собор? Почти все однозначно отвечают, что президент Волков. Это логично, ведь памятные плиты с его фамилией, фамилиями других чиновников и бизнесменов укреплены на стенах собора со всех сторон. Кроме того, заходя в храм в качестве любопытствующего, сам я не раз встречал там женщин с непокрытой головой, громко разговаривающих «туристов» и других людей, которые своим поведением давали понять, что храм для них – не более чем красивая постройка. Мало того, очевидцы рассказывают, что и сами чиновники и директора, приглашенные на освящение Михайловского собора 5 августа прошлого года, предпочли выйти во время службы из храма, курить и травить байки на скамейках вокруг. Причем происходило это на глазах сотен горожан, стоявших за оцеплением милиции. Как показывает практика, совсем другое отношение у людей к действительно почитаемым горожанами, не «волковским» памятникам. Для сравнения могу привести Вечный огонь: я сам не раз наблюдал картину, когда запрыгнувших на постамент подростков сгоняли прохожие мужчины. А однажды пришлось стать свидетелем драки, возникшей из-за того, что какой-то сильно выпивший придурок хотел «залить по-пионерски» Вечный огонь. Небрежное отношение к истории со стороны властей, безусловно, отражается на отношении к ней горожан. В первую же неделю после установки памятника Ижевским оружейникам с монумента сбили металлические буквы: то ли сдали в приемный пункт в качестве цветного металла, то ли просто проверяли на прочность способ крепления. Сегодня металлические буквы на постаменте заменили на такие же по форме, но из пластика. Стыдно сказать: памятник из пенопласта. Между тем, как оказалось, использование этого материала – один из распространенных приемов на «волковских стройках» и один из главных секретов быстроты возведения объектов. Так, к примеру, всем хорошо знакомы «обглоданные» колонны около памятника Пушкину у второго корпуса УдГУ. В отверстиях выгоревшего пенопласта уже давно появились импровизированные пепельницы. Пенопласт применяли и при облицовке «огрызка» обелиска, оставшегося после так называемой «реставрации» некрополя павшим в годы Гражданской войны на Красной горке. К сведению, по ГОСТу 15588-86 срок эксплуатации строительного пенопласта составляет 50 лет. Он гораздо дешевле кирпича, и по многим характеристикам (кроме, естественно, долговечности) кирпич превосходит. Например, по показателю теплопроводности 12 сантиметров пенополистирола эквивалентны 2 метрам кирпичной кладки. Поэтому это идеальный материал для быстрого строительства. Использовать его при застройке дачных массивов, может быть, и вполне резонно. Однако облицовывать пенополистиролом здания в центре Ижевска – это все равно что накладывать макияж на один вечер. Тем более что у нас за 50 лет и кирпичные здания успевают достигнуть аварийного состояния. А тем временем по ГОСТу срок службы кирпичных построек в три раза больше - минимум 150 лет. Пенопластовая, да к тому же еще столь избирательная история не может быть долговечной. Новым памятникам - крокодилу, пельменю, козе и другим – нужно еще много лет, чтобы из элементов городского декора превратиться в знаки времени. Пока же этого не случилось, горожане выносят свой вердикт: они не верят и не чтут своей истории. И пока эта вера не появится вновь, у храмов будут распивать пиво, а на памятнике русскому писателю Короленко будут по ночам рисовать позорную надпись «лох».