Не стоит думать, что на удочку мошенников попадаются только бабушки и впечатлительные девушки – в состоянии стресса критично оценивать ситуацию способны немногие. По оценкам экспертов, такие действия весьма прибыльны – по неофициальной информации годовой доход российских «телефонных» мошенников оценивается почти в 2 млрд рублей. Это объясняется и 100-процентной «мобилизацией» населения страны (Прим. - по данным «ВымпелКом» в Удмуртии этот показатель чуть превышает 100%, реальных же абонентов 70-80%) и ментальностью россиян.
Без возмездия
Случаев мобильного мошенничества становится все больше. За 7 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 1516 грабежей и 2162 кражи сотовых телефонов, а также 577 фактов мобильного мошенничества. Об этом сообщил Александр Никитин, заместитель начальника Управления уголовного розыска КМ МВД по УР, в ходе состоявшегося 5 августа заседания круглого стола, посвященного «мобильной грамотности». «У нас зарегистрировано несколько обращений граждан по таким фактам, но уголовные дела не заведены за недостаточностью оснований – суммы незначительные, а для заведения уголовного дела необходимо доказать ущерб в 500 рублей», - пояснил Александр Никитин. По мнению представителя МВД, большинство пострадавших не обращаются в правоохранительные органы за помощью, поэтому пока у правоохранительных органов нет полной базы, с которой можно было бы работать. В подобных делах не бывает одной пострадавшей стороны. Данный вид мошенничества наносит вред не только пользователям, но и репутации операторов сотовой связи. У сотовых операторов также нет серьезных инструментов для борьбы с мошенниками. Без соответствующей санкции правоохранительных органов операторы не имеют права блокировать «мошеннические» номера и отказывать в новых подключениях косвенно уличенному в подобных махинациях абоненту. «Выманив у своих жертв деньги, мошенники довольно внушительно пополняют свой баланс, а затем на совершено законных основаниях могут расторгнуть договор с сотовым оператором и попросить выплатить остаток денег со своего лицевого счета. В нашей компании уже были случаи, когда мы выплачивали при расторжении договора суммы в несколько тысяч рублей», - пояснил Андрей Баранов, директор ижевского филиала ОАО «Вымпелком».
На личном примере
По данным исследования агентства «Bojole», наиболее известным способом мошенничества являются «случай с родственниками» - о нем знают 54 процента опрошенных, «ложный приз» - 44 процента, «смс-просьба» - 39 процентов, «платный код» - 34 процента. Во многих случаях преступники прикрываются именами известных компаний. Это могут быть популярные радиостанции, как в одной из самых первых схем. «Желая получить приз, проснуться богатым и знаменитым, получить какой-то куш, сюрприз человек совершает действия, платит деньги, но ничего не получает, кроме разочарования», - говорит Людмила Шумихина, психолог. Уже отработав «ложные призы», мошенники начали представляться сотрудниками компании-оператора сотовой связи. Андрей Баранов признался, что даже ему однажды звонил мошенник, пытавшийся выдать себя за его технического директора, естественно ложный «начальник» был разоблачен. «Один из моих родственников попался на двухходовый развод. Ему позвонили с другого телефона и попросили перезвонить по телефону, который был назван номером сервисной службы, а через несколько дней позвонили с другого номера телефона и, используя данные, полученные при первом разговоре, мошенникам удалось получить некоторую сумму», - рассказал г-н Баранов. Мне, автору этих строк, тоже звонили якобы из службы технической поддержки оператора связи и просили поучаствовать в социологическом опросе, который касался качества связи. «Вы стали трехсотым опрошенным и вам предусмотрен приз», - после четырехминутного общения произнес молодой человек. Призом был назван ноутбук, но нужно было заплатить «налог» около 4 тыс. рублей, которые мне предложили отправить на предоставленный номер. Я пообещала сделать это завтра, но молодой человек начал раздражаться и, вместо убеждения, стал упрекать меня в нерасторопности, чем и выдал свой злой умысел. Некоторые мошенники используют старые газеты с объявлениями, например, о продаже автомобилей. Звонят продавцу, называют по имени, «напоминают», что покупали у него машину, и опять же просят перезвонить или просто выручить - положить деньги на счет в связи с непредвиденной ситуацией. Автору гимна Удмуртии, кандидату исторических наук, доценту кафедры этнологии и регионоведения исторического факультета УдГУ Алексею Шепталину тоже не удалось избежать общения с мошенниками. «Я тогда продал автомобиль. Мне позвонил человек, который сказал, что приобрел у меня машину и вот сейчас заглох или сломался на автостраде и просил положить деньги на счет мобильного. Причем он очень хорошо имитировал плохую связь. Я начал задавать конкретизирующие вопросы о местонахождении, чтобы как-то помочь человеку, но тут как будто бы связь прервалась», - рассказывает г-н Шепталин. Одно из наиболее «свежих» надувательств было вызвано появлением услуги «Мобильный перевод». Абонентам сотовой связи приходит СМС, оповещающее о поступлении на его счет денег, переведенных с помощью этой услуги. После этого абоненту звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».