фото Нехватка транспортных средств для обеспечения удобного для ижевчан графика работы пригородных маршрутов проблема не новая. Не случайно ижевские автобусы называют «самым сексуальным транспортом». Добираясь на 116-м до массива «Любитель», на вопрос: «Где вы выходите?» - без всякой иронии нередко приходится слышать: «На этой… или на следующей – как получится». Когда же начинают выяснять, почему не выделяется дополнительный транспорт, некоторые водители отвечают, что пенсионеров, которые в основном и ездят на пригородных автобусах, возить невыгодно. Казалось бы, почему невыгодно, ведь те деньги, которые не доплачивают пенсионеры, покупая социальный проездной, должно доплачивать государство – из бюджета. Проблема в том, что задолженность государства перед ИПОПАТ составляет порядка 200 млн рублей. Естественно, если государство не находит средства для поддержки городского общественного транспорта, то возить льготников ИПОПАТ и ИжГЭТ будут себе в убыток.
Огородный бунт
От знания причин легче не становится. Автобус не дали – ехать не на чем, а уж вследствие чего так вышло – вопрос третий. В очередной раз не получив долгожданного второго автобуса, в прошлую среду огородники, ожидавшие рейс на массивы по 23-му километру Нылгинского тракта, попытались переломить ситуацию и организовали настоящую акцию протеста. Простояв в очереди на единственный автобус несколько часов (места здесь начинают занимать с 7 или даже 6 часов утра) и поняв, в конце концов, что всем им все равно не уехать, несостоявшиеся пассажиры решили принять радикальные меры. Сначала люди позвонили в ИПОПАТ с требованием пригласить представителя предприятия, чтобы тот увидел реальное положение дел своими глазами. Представителя прислали, но, как позже выяснилось, инкогнито – о том, кто этот человек, узнали по чистой случайности – уж больно он не походил на пенсионера или огородника. В адрес «разоблаченного» работника ИПОПАТ сразу посыпались бесконечные вопросы с упреками: «Когда будет второй автобус? Почему рейсы разгрузить не могут?» Ипопатовец пытался отвечать, что транспорта просто не хватает, и высказывал предположения, что, может быть, в скором времени удастся поставить на маршрут частного извозчика. Лучше бы он этого не говорил. Известие о частнике горожане восприняли как угрозу: проезд и так обходится недешево – в одну сторону стоимость поездки составляет 36 рублей, в обе, соответственно, 72 рубля. При таких ценах частник дороже такси будет обходиться. Немного посоветовавшись, огородники решили пойти на абордаж. Они окружили автобус и заявили, что никуда не уйдут до тех пор, пока не будет организован второй рейс. Видя, что ситуация грозит перерасти в скандал, работник ИПОПАТ, который за все время общения с пассажирами так ни разу и не представился, решил вступить в переговоры. Успокоиться и освободить автобус огородников убедить не удалось. Тогда начальство ИПОПАТ, опасаясь нового скандала и не видя других вариантов, все же согласилось выделить вторую машину. Успокоенные и удовлетворенные своей победой люди благополучно погрузились и уехали на двух автобусах. Это была победа, но, как оказалось, временная. Уже на следующий день все вернулось на круги своя. Второй автобус так и не дали, а на единственном имеющемся появилось объявление, извещающее о том, что, помимо понедельника и вторника, рейсов теперь не будет еще и по четвергам. Что делать, огородники пока не знают, но, ободренные своей первой победой, настроены и дальше предпринимать решительные действия.
До первого поворота
Тем временем, пока настроения горожан подогреваются постоянным урезанием социальных рейсов и удорожанием проезда, идея передать городской автобусный парк Ижевска в частные руки не угасает, и новым шагом в этом направлении стала организация на территории ИПОПАТ очередного «автотехнического центра» с символическим названием «Поворот». Публикация, появившаяся по случаю возникновения этого центра в газете «Известия УР», оказалась крайне запутанной. Вначале сообщалось, что центр занимается продажей автобусов, грузовых автомобилей, самосвалов и т.д. Ниже по тексту директор этой организации Владимир Самарин заявлял, что на его предприятии имеются все условия для «любого вида ремонта двигателей, ходовой части, автоэлектрики грузовых автомобилей и автобусов отечественного и импортного производства». Выходит, что центр занимается еще и ремонтом автомобилей – а не только их продажей. Самым же удивительным в статье стал рассказ Владимира Самарина о том, чем занимался его только-только созданный центр в апреле 2008 года. За разъяснениями мы обратились в сам автотехцентр. Директор предприятия сначала был занят – находился на совещании у руководства ИПОПАТ. Когда же Владимир Самарин вернулся, то его слова ситуацию только больше запутали. Оказывается, организация действует с 1 февраля, занимает цеха ИПОПАТ по договору аренды, в основном занимается ремонтом, а торговлей так – постольку поскольку. Тогда, понимая, что «Поворот» действует фактически как «дочерняя» структура ИПОПАТ, корреспондент «Д» поинтересовался: не собирается ли «Поворот» становиться одним из аффилированных лиц «головной» компании? Владимир Самарин уверенно ответил, что нет - не собирается. А на уточняющий вопрос: почему, ведь, скажем, ООО «Удмуртский автотехнический центр» было внесено в списки аффилированных лиц ОАО «ИПОПАТ», Владимир Яковлевич обескураженно заявил: «Так мы ведь и есть «Удмуртский автотехнический центр!» Оказывается, «Поворот» - это лишь новый «бренд» компании, а директор просто не в курсе, что такое аффилированные лица и является ли таковым лицом по отношению к ИПОПАТ одно из его предприятий. Надо сказать, что на совещании в ИПОПАТ, из-за которого отложилась наша беседа, Владимир Яковлевич был именно потому, что его предприятие является аффилированным лицом и может, а точнее, должно оказывать влияние на работу ИПОПАТ. Можно представить, какое влияние на деятельность объединения может оказывать человек, понятия не имеющий, по какой причине он присутствует на совещаниях. Было немножко жалко, что расследование не окончилось сенсацией. Утешала только комичность ситуации. «Как говорят сотрудники «Поворота», новое - это почти всегда означает хорошее», - подвели итог «Известия УР» в своем рекламном материале про «Поворот». Может быть, Владимир Самарин действительно любит так говорить – не знаем. Однако в нашу газету не раз звонили бывшие работники ИПОПАТ, насильно переведенные в новообразованное ООО «Удмуртский автотехнический центр», которое сегодня стало называться «Поворотом». Удивительно, но восторгов по поводу нововведений на своих рабочих местах никто не высказывал. Люди жаловались на то, что с переводом в новую организацию их лишили всех социальных гарантий и льгот, а, кроме того, по предприятию ходят упорные слухи, что скоро начнут понижать и зарплату.