фото
Самый честный
Три года назад я надумал взять кредит, и мой выбор пал на, как тогда мне казалось, самый честный банк в России - Сбербанк. Оформив кредит на 120 тыс. рублей, я уплатил в тот же день в кассу банка сумму в размере 3500 рублей. Казалось бы, это всего 3 процента от суммы взятого кредита, но, когда я его оформлял, кредитный инспектор убеждал меня, что Сбербанк РФ самый честный банк и только здесь сумма заявленной процентной ставки не расходится с фактической. То есть только в Сбербанке якобы нет так называемых скрытых процентов. Заплатив 3500 рублей за открытие «очень необходимого и нужного мне ссудного счета», я сразу почувствовал разницу между реальностью и рекламой для привлечения новых клиентов. В июне 2006 года у меня возникли денежные проблемы, и я оказался не в состоянии выплачивать кредит. Ближе к сентябрю мое материальное положение улучшилось, но за время просрочки накопился достаточно приличный долг, и сразу возвратить просроченную сумму я не мог. Собрав все документы и изучив кредитный договор, который предусматривал реструктуризацию долга, я отправился на переговоры к начальнику юридического отдела Удмуртского отделения Сбербанка Сергею Сергеевичу Русских с одной лишь целью - перекинуть накопившийся долг на конец кредитного срока, то есть тем самым продлить его на три месяца, и продолжать гасить кредит.
В руках «СС»
Сергей Сергеевич встретил меня, мягко говоря, не с распростертыми объятиями. Как мне помнится, не подав руки, начальник юридического отдела с порога спросил меня: «Ну что? Когда гасить будем?» Я попытался объяснить ситуацию, в которой нахожусь, но все мои попытки что-то доказать Сергею Сергеевичу постоянно прерывались словами: «Меня это совершенно не волнует, когда будут деньги?» Когда мне все-таки удалось добраться до своего предложения о реструктуризации долга, господин Русских вдруг воскликнул: «Да ты что! Еще условия нам ставить будешь!? Ты вообще понимаешь, кому ты ставишь условия!?» Бурная реакция Сергея Сергеевича на мгновение повергла меня в ступор. Далее начальник юротдела «включил» стандартную программу запугивания должников: господин Русских начал долго разглагольствовать о возможном возбуждении в отношении меня уголовного дела в связи с невозвратом кредита. Его попытки оказались тщетны, так как я каждый раз с иронией поправлял своего собеседника, давая понять, что оказывать такого рода психологическое давление на меня бессмысленно. А после моего вопроса о законности взимания комиссии за открытие и ведение ссудного счета Сергей Сергеевич просто вскипел и выгнал меня из кабинета со словами: «Я тебе покажу, где раки зимуют, наглец!» В общем, разговор не получился… Уже позднее совершенно случайно мне довелось узнать, что Сергей Сергеевич славится своим вспыльчивым нравом, особенно по отношению к тем, кто, по его мнению, не должен даже пытаться спорить с такой важной фигурой, как начальник юридического отдела в Сбербанке. То ли в шутку, то ли всерьез мне рассказали, что за глаза некоторые сослуживцы называют Сергея Сергеевича ласковой аббревиатурой – «СС».
Сказал – сделал
Сергей Сергеевич выполнил свое обещание, на следующий же день в суд поступило исковое заявление о досрочном взыскании с меня всей суммы задолженности по кредиту. На суде я не оспаривал свой долг, это было законное право Сбербанка РФ, в связи с неполным исполнением мной обязательств, взятых на себя, потребовать весь долг целиком и сразу. Что добился этим Сергей Сергеевич, непонятно, на данный момент, после вынесения судебного решения о взыскании с меня оставшейся суммы по кредиту, я спокойно продолжаю выплачивать ту же сумму, что и платил раньше по кредиту, в счет погашения долга перед Сбербанком. Вот только вместо 18 процентов годовых, которые раньше начислялись на мой долг перед банком, я сейчас переплачиваю только 11 процентов (ставка рефинансирования Центробанка РФ). Вот так интересно получилось. Пусть небольшой, но все-таки урон Сергей Сергеевич своими действиями Сбербанку нанес. Банк потерял 7 процентов, ежемесячно переплачивавшихся мной за взятый кредит, и навсегда потерял добросовестного заемщика, который просто попал во временное затруднительное положение.
Избирательное правосудие
Теперь вернусь еще раз к началу этой статьи и обращу внимание на взимание банком 3 процентов от выданной суммы с каждого человека, получающего кредит в Сбербанке. Называется этот «побор» - плата за обслуживание ссудного счета. Казалось бы, что тут странного, согласно договору, Сбербанк открывает заемщику ссудный счет, а за его открытие и ведение абсолютно законно взимает денежные средства. Но это является прямым нарушением действующего законодательства. На самом деле, ссудный счет не имеет ничего общего с банковским счетом, кроме самого названия - «счет». Открытие ссудного счета является прямой обязанностью банка, но не перед заемщиком, а перед Центробанком РФ. И плата за обслуживание ссудного счета, взимаемая Сбербанком в день получения кредита, представляет собой платеж за фактически не оказанные услуги, а на основании п.1 ст.819 и ст.809 ГК РФ клиент обязан платить только за пользование заемными средствами. По этому основанию пункты кредитного договора, предусматривающие оплату за открытие ссудного счета, являются недействительными. Вот приблизительная суть искового заявления, которое на днях я подал в Первомайский районный суд г. Ижевска. Почему на действия Сбербанка смотрят сквозь пальцы Роспотребнадзор, прокуратура и другие органы, которые должны следить за исполнением законодательства, остается только гадать, зато известно, что Сбербанк служит плацдармом для бывших чиновников и выходцев из силовых структур. Герман Греф, ныне возглавляющий Сбербанк, тоже не стал исключением. Можно предположить, что эти бывшие чиновники имеют возможность оказывать давление на исполнительную и судебную власть до такой степени, что они просто не в состоянии бороться с таким, по сути, монополистом на рынке банковских услуг. Сбербанк - это вам не какой-нибудь Хоум-Кредит, которого постоянно проверяет Роспотребнадзор и вынуждает отменять различные дополнительные комиссии.
Ветер перемен
Сбербанк с недавнего времени начал попытку реформироваться под чутким руководством нового управляющего, экс-министра экономического развития Германа Грефа. И первой ласточкой будущих перемен стало письмо Грефа к сотрудникам банка, датированное 1 июля 2008 года, которое начинается со слов: «Дорогой коллега, я впервые обращаюсь к Вам как сотруднику Сбербанка». В этом письме Герман Греф призывает подчиненных поменять стиль работы, в том числе переориентироваться на работу с клиентами, так как многие банки по клиенто-ориентированности давно обскакали Сбербанк, и народное доверие к банку неуклонно снижается. Вот, например, еще интересная выписка из письма к работникам Сбербанка: «Хотел бы обратить Ваше внимание на культуру обслуживания в наших отделениях и офисах. Нерадостные и хмурые лица, отсутствие слов «здравствуйте» и «спасибо», «приходите еще» - это теперь не стиль Сбербанка. Я буду нетерпим к любому проявлению неуважения к клиентам или коллегам. Каждый из Вас на рабочем месте - полномочный представитель Сбербанка. Именно по каждому из нас наши клиенты судят обо всем огромном Сбербанке».
P.S. Перед сдачей этой статьи в номер я в очередной раз позвонил господину Русских. Сергей Сергеевич от комментариев по поводу взимания платы за открытие и ведение ссудного счета отказался и бросил трубку. Все его подчиненные ссылаются на г-на С.С. Русских, не давая никаких объяснений, видимо, мнение Сбербанка по этому поводу предстоит узнать только в суде. Приятно думать, что пришел новый начальник (в данном случае Герман Греф), и ситуация сразу начнет меняться в лучшую сторону. Но вот, пожалуйста, пример: спустя уже долгое время после наставления начальства на открытость и вежливость по отношению к клиентам Сергей Сергеевич на контакт не пошел. Начальство приходит и уходит, а «сергеи сергеевичи» остаются…