фото «Это наш общий день рождения», - заявил на одном из совещаний президент Волков по поводу подготовки к праздничным мероприятиям в честь 450-летия присоединения Удмуртии к Российскому государству (ТРК «Моя Удмуртия», 20.02.2006 г.). Поэтому в ознаменование «дня рождения» в сентябре 2008 года появится «юбилейный» зоопарк и «юбилейный» же памятник Волку. «День рождения» ижевского Крокодила тоже отмечается в сентябре, он на три года старше своего будущего собрата и тоже похож на волка. Вход в новый Ижевский зоопарк будет начинаться от памятника Волку и вольера с волками. Далее, на месте вырубленной в старом парке полукруглой аллеи из благородных и высоких лип, тоже полукругом должны расположиться вольеры с животными лесной фауны Удмуртии. Волкам, как хозяевам зоопарка и в то же время пришлым из степи животным, определено почетное место вне природной зоны лесной Удмуртии – рядом с другими хищниками композиции «Бескрайняя степь» - львами, тиграми, пантерами и леопардами, оттиснутыми волками на периферию зоопарка подальше от центрального входа и главной кормушки – стилизованной удмуртской деревни – сердца зоопарка. Удмуртская деревня застроена бревенчатыми избами, двухэтажными удмуртскими кеносами и заселена животными, являющимися пищей для волков, - коровами, баранами, курами, гусями и прочими «аборигенами» деревень. В удмуртской деревне будут возвышаться также ветряная и водяная мельницы. От мельниц длинная бревенчатая мостовая протянется через прудик к вольеру с японскими макаками – единственными человекообразными в зоне удмуртских зверей. В соответствии с летописной традицией, первыми русскими, покорившими таёжные, наполненные промысловым зверем земли северных удмуртов, были новгородцы, основавшие при впадении Чепцы в Вятку у разрушенного ими Чудь-Болванского городка Вятскую вечевую республику, обосновавшуюся под боком и у татарских ханств, на которые вятчане любили нападать на юрких кораблях-ушкуях. А удмурты отступили от Вятки в лесные дебри за Волковский погост. В 1489 году при великом князе Московском Иване III эта первая известная по летописи русская колония на землях удмуртов была подчинена Москве. Вечевой республике удивлялся русский писатель и историк Н.М. Карамзин: «Долго история молчала о Вятке: малочисленный её народ… ловил зверей, отражал нападения вотяков, и мало-помалу усиливаясь размножением людей… вытеснил первобытных жителей из мест привольных, загнал их во глубину болотистых лесов…» «Вотяки при появлении в их землях русских колоний уступали новым поселенцам свои владения и предпочитали удаляться в более глухие места. Русские помнят, что на местах их селений были вотяцкие пустые шалаши. Вотяк бежит от русского, как мышь от кошки, говорят русские крестьяне» («Этнографическое обозрение», 1894). Русские с их более разудалым нравом сравнивали бесшумных удмуртов с мышью, называя их обычно «саврасой мышью». Казалось, что на удмуртах можно было порой чуть ли не ездить верхом, они при этом переживали свои душевные трагедии в себе, безропотно отступали, не брались за нож, как татары или чеченцы, предпочитая пассивную защиту – мимикрию под более сильные народы - или суицид. Но скрытно-незаметный и тем не менее независимо-терпеливый характер удмуртов исторически выработался, по-видимому, ближе к нашему времени. Подтверждает это и то пластичное отношение удмуртской интеллигенции к, казалось бы, обидному для их национальной чести и достоинству «юбилейному» зоопарку. Потомки новгородцев, обосновавшиеся на реке Вятке, - вятчане - участвовали в походах Ивана Грозного на Арское княжество южных удмуртов, находившееся под властью татар – Казанского ханства. Самим же вятчанам в 1551 году Иван Грозный приказывал «тех вотяков без нашего ведома не воевати и грабити». В «Вотяцких волостях» в 1552 году во время штурма Казани было взято «в полон» 12 арских князей, а всего 5000 человек. Среди пленных был, вероятно, и арский князь Яуш - предполагаемый хозяин лесов и охотничьих факторий по реке Иж. С 1553-го по 1557 годы лесная «земля Арская присягала и снова изменяла… Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали… Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал стряпчего, Семена Ярцова, с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ея могут благоденствовать в тишине как верные подданные белого царя. Он милостиво принял в Москве их Старейшин и дал им жалованныя грамоты» (Н.М. Карамзин. «История государства Российского»). Эта дата и отмечается как «добровольное присоединение Удмуртии к Русскому государству». Но бунты «вотяков» продолжались даже после знаменательной даты, вплоть «до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным: не имея ни сил, ни искусства для стройных битв в поле, сии дикари свирепые, озлобленные, вероятно, жестокостию царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих в лесах и в вертепах, летом и зимою; хотели независимости или смерти» (Н.М. Карамзин). Набегут из леса Арского приземистые и рыжие, вооруженные луками «мужики вотяцкие» или «корепаны», то есть на северорусском диалекте – «неуклюжие, неловкие люди», отсюда и распространенная удмуртская фамилия (С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974). Но пока «российский индеец» прикладывает деревянную стрелу к тетиве, царский стрелец пыхнет из пищали огнем или пушкарь пошлет раскаленное ядро, которое где ударит, там дыра. Любопытно, что среди послов, которых принудили в Москве получить жалованную грамоту от Ивана Грозного, был некто Куака (в переводе с удмуртского - «ворона»), в русском источнике названный нелестным для славянского уха «Какой». Известно из фольклорных источников, что сами удмурты себя ассоциировали именно с птицами, причём небольшими, например, рябчиками, а своих более энергичных и сильных соседей с волками (татар) и медведями (русских). Татар удмурты сравнивали с волками, очевидно, потому, что волк – зверь степной - пришлый, но чрезвычайно активный и мобильный. Лесные жители, удмурты, издревле сбывали пришедшим из степи татарам, бывшим кочевникам, в фольклоре которых почитался как раз этот вольный хищник, таёжную пушнину. На контроле торговли с Арским, то есть с Удмуртским лесом, родилась и разбогатела предприимчивая Казань. Что же касается первых русских, прибывших, судя по древней летописи, на промысловые земли удмуртов из Великого Новгорода, то там популярен был владыка подземных вод и царь морей, который оборачивался то волком, то крокодилом. В новгородском книжном предании о Волке-чародее «бесоугодный» Волк дал имя реке Волхов. Волк этот превращался «в лютого зверя крокодила», преграждая в Волхове водный путь тем, кто ему не поклонялся. Изображения волка-крокодила помещались на носах новгородских кораблей-ушкуев, на которых те покоряли земли удмуртов. Таким образом, столица Удмуртии после памятника Крокодилу обретает ещё один оригинальный местный символ – памятник Волку.
КАК УДМУРТЫ ПОБЕДИЛИ ВОЛКОВ
В удмуртской сказке «Великий Охотник», опубликованной в сборнике «Сто сказок удмуртского народа» (Ижевск, Издательство «Удмуртия», 1961), связываются две знаменательные фигуры, символизирующие два юбилея. Первый юбилей – 400-летие присоединения Удмуртии к Российскому государству, праздновавшийся в 1958 году и оставивший «отметину» в виде памятника Ленину у республиканской библиотеки в Ижевске. Второй - 450-летие присоединения, которое в сентябре 2008 года будет отмечено, в том числе и открытием памятника Волку в новом зоопарке. Ленин в едином документе подписал декрет об автономии «вотяцкого и калмыцкого народов», а Волк является хозяином «юбилейного» зоопарка. Ниже в сокращённом варианте и даётся удмуртская сказка, соединяющая два символических субъекта. «Обширны и дремучи были леса в старину в стране удмуртов, только много хищных зверей водилось в них. (…) Как ни бились, ничего не могли поделать удмурты с волками. (…) Вымирал удмуртский народ. Вот тогда и пришёл к удмуртам Великий Охотник. Собрал он крестьян и сказал им: - Ваши деды охотились раньше в глухих лесах. Дробинкой они попадали в глаз белке. Почему же молчат ваши меткие стрелки? Почему вы терпите хищников? - Сил наших больше нет, - ответили удмурты Великому Охотнику. Велел тогда Великий Охотник собрать красные холсты. И целую гору красного тканья принесли удмурты к его ногам. - А теперь свейте верёвку такой длины, чтобы можно было окружить ею всю страну. (…) По его знаку удмурты повели наступление. Окружённые со всех сторон, заметались волки в кругу, что образовала верёвка. Удмурты уничтожили ненавистных зверей, и сразу зацвела жизнь в их стране. Из года в год стали расти стада, невиданные урожаи стала давать земля, и навсегда исчезли болезни. Славу и почести воздали удмурты Великому Охотнику. (…) Вот тогда-то и узнали удмурты имя их освободителя, Великого Охотника, равного которому нет во всём мире. Имя его – Ленин».