фото Сенсационное признание, сделанное президентом Медведевым в прошлую среду, 23 июля, на совещании по вопросу формирования кадрового резерва, заставило взяться за калькулятор и произвести несколько простых арифметических действий. Все мы и раньше слышали, что должности продаются, и даже где-то читали о том, сколько «занес в Кремль» тот или иной глава региона, чтобы сохранить себя и свое окружение на очередной законный срок полномочий.
Только до тех пор, пока сам глава государства об этом молчал, все публичные разговоры об особенностях российской «кадровой политики» могли бы посчитать клеветой на государственное устройство в целом и конкретных должностных лиц в частности. Тем более что никого за эту, как выразился президент Медведев, отвратительную ситуацию еще не покарали. Более того, активные участники процесса торговли должностями могли находиться в этот исторический момент там же в Горках. Правда, накануне в СМИ (надо полагать, не случайно) прошел сюжет о вынесении приговора группе аферистов, сумевших в период с 2003 по 2005 годы «продать» липовых должностей на сумму 81 млн рублей. В качестве жертв мошенников, выдававших себя за родственников высокопоставленных чиновников, по делу проходило 26 человек. Все они хотели купить себе немного власти. Должность губернатора Белгородской области, если верить материалам следствия, вообще «ушла» по какой-то смехотворно низкой для предмета купли-продажи цене - 200 тыс. долларов. О том, что у настоящих торговцев должностями место главы региона стоит гораздо дороже, знают, наверное, все, кто хотя бы чуть-чуть интересовался закулисной стороной политической жизни. Сегодня, видимо, из соображений безо-пасности все предпочитают цитировать «прайс» от Жириновского, назвавшего цену за кресло губернатора в рамках «где-то 5-7 миллионов евро». Если не стесняться и взять по верхней планке (7 млн евро), то при курсе ЦБ на конец прошлой недели (36,7 рубля за евро) получится в сумме 256,9 млн рублей. Что это значит для тех, кто готов купить должность себе или своей политической «крыше», легко понять по ценам, за которые недавно приватизировали весь удмуртский АПК. Например, около 50 процентов акций крупнейшего в регионе свинокомплекса ОАО «Восточный», куда в июне 2006 года возили президента Путина поглядеть на элитных хряков, ушли в руки очень близкой к президенту Удмуртии Александру Александровичу Волкову бизнес-группе всего за 186,2 млн рублей. При такой «успешной» приватизации купить должность «главного приватизатора» в республике - выгоднейшее вложение средств. Но я попытался взглянуть на ситуацию с другой стороны. Если коррупционеры всех мастей могли безнаказанно продавать и покупать должности в органах государственной власти, то почему из этого увлекательного процесса до сих пор был исключен Народ – «единственный источник власти», как написано в Конституции РФ. Оставалось разделить 7 млн евро (256,9 млн руб.) на 1,2 млн взрослых жителей Удмуртии, обладающих всеми гражданскими правами, в том числе правом голоса на выборах. Вышла вполне приемлемая цифра - 214 руб. 08 копеек с каждого взрослого гражданина. Оказывается, мы все это время могли скинуться и «купить» себе нормального президента Удмуртии! Вместо того, чтобы обречённо выслушивать очередную сплетню про то, сколько за нашего Сан Саныча «занес в Кремль» близкий к президенту Волкову депутат-предприниматель Андрей Осколков. Тот самый, что подгреб под себя почти весь удмуртский АПК и еще много чего другого. Причем даже если бы каждый второй житель Удмуртии уклонился от «гражданского долга» (как это часто случается во время выборов), то все равно сумма получается вполне подъемной для большинства простых граждан. Теряем больше… Теперь, надо полагать, базар окончен? И даже теоретического шанса «купить» нормального президента Удмуртии у жителей республики больше нет? Хочется надеяться, что и у тех, кто рассчитывал только на деньги и симонию, теперь те же шансы, что и у народа. Публичное признание на высшем государственном уровне факта существования широкой практики продажи и раздачи по знакомству и принципу личной преданности государственных должностей – это, конечно, большое событие. Но еще далеко не решение самой проблемы. Не так все просто и с намерением создать кадровый резерв. Взять, к примеру, новые критерии, которые со ссылкой на источники в Кремле назывались на прошлой неделе в СМИ в качестве обязательных требований к кандидату на должность главы региона. Пока их немного, и в них явно недостает морально-этических качеств: опыт управления крупными коллективами и бюджетом в несколько миллиардов, возраст не старше 55 лет, опыт работы на госслужбе и в бизнесе. Под такие нехитрые технократические критерии, пожалуй, в любом регионе навскидку наберется десяток топ-менеджеров, по кому давно тюрьма плачет. Вот тебе и «кадровый голод»…
Прямая речь
«…Очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности, к сожалению, бывает и такое, и – это наиболее отвратительная ситуация – просто за деньги, то есть должности продаются. (…) Мы должны вырваться из этого порочного круга, вовлекать в работу самых лучших, самых подготовленных специалистов, мотивировать их, причём заниматься этим вместе с участием всего гражданского общества. Не просто декларировать присутствие гражданского общества, а действовать совместно с общественными объединениями, экспертным сообществом, профессиональными ассоциациями».
«… Низкий уровень кадровой ротации – одно из основных препятствий развития. Отсутствие профессионального и личностного роста людей просто сказывается и на судьбе того дела, которое им поручено. Отсюда и некомпетентность, и колоссальные убытки, которые мы несём в связи с этим, и высокие, я бы даже сказал, огромные коррупционные риски».
«… Переход толковых чиновников из регионов в центр и, наоборот, из центра в регионы крайне редкое явление. А такая мобильность нам очень нужна. По понятным причинам провинциалов просто не хотят замечать. Регулярный же обмен кадрами между регионами, по сути, просто отсутствует. Очень редко я подписываю соответствующее распоряжение (…) о перемещении кого-то из одного региона в другой».
«…Задача государства – создать общие подходы к формированию резерва и процедуры конкурсного отбора. (…) В результате должны определяться и лучшие студенты, и молодые специалисты, государственные и муниципальные служащие и, хотел бы специально на это обратить внимание, работники негосударственного сектора, которые рекомендуются к зачислению в резерв управленческих кадров. Это должны быть сообщающиеся сосуды, а не так, когда у нас государственная служба – по одну сторону, храня свою чистоту (которой нет), а бизнес – с другой стороны, и между ними глухая стена».
«…Это касается и резерва для последующего замещения руководителей регионов. У нас здесь нет «скамейки запасных», мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах Федерации…»
Выдержки из выступления Президента РФ Д. Медведева на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров, Горки, 23.07.2008 г.

По сообщениям СМИ
«Кремль пошел на беспрецедентное признание, сообщив, что не знает, где брать кандидатов в губернаторы. Президент (…) объявил, что кадров не хватает катастрофически, и предложил создать общенациональную систему резерва кандидатов на госдолжности. Эксперты уверены, что кадровый голод не приведет к возвращению губернаторских выборов. (…) Российский лидер открыто признался, что в стране существуют огромные сложности с подбором кандидатов на госдолжности самых разных уровней, в том числе глав регионов. Признание Медведев сделал на специально созванном совещании, которое прошло в подмосковных Горках в новом для Кремля формате. В обсуждении принимали участие все 7 полномочных представителей главы государства в федеральных округах…»
Газета.RU

«Новые критерии отбора кандидатов в губернаторы, отвечающие пожеланиям Медведева, уже разработаны, сообщил источник в администрации президента. По новым правилам они должны иметь опыт управления крупными коллективами и бюджетом в несколько миллиардов. Кандидат также не должен быть старше 55 лет. Опыт работы в силовых структурах не приветствуется. Зато особо учитывается, если претендент поработал и на госслужбе, и в бизнесе. «Как и сам Медведев», - отмечает источник, близкий к одному из управлений его администрации. Он говорит, что администрация пыталась создать по этим критериям из управленцев в регионах, госструктурах и бизнесе своего рода «кадровою скамейку запасных». Смогли даже составить список из 24 кандидатов. При том, что в планах, сообщил сотрудник администрации, массовая ротация глав регионов: уже 16 хотят сменить до конца этого года и 10 - в следующем. Среди них в первую очередь могут оказаться те, чей срок истекает в 2008-2009 гг., а также ветераны губернаторского корпуса – такие, как Юрий Лужков, Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев».
Ведомости