Сарапульский суд приговорил Александра Торопова к полутора годам условно за то, что тот сумел схватить взяточника, вымогателя и нарушителя общественного порядка полковника милиции Быкова за руку. Вынесенный две недели назад судьей Сарапульского городского суда Павлом Заварзиным приговор по «делу Торопова» лучшее доказательство того, что Удмуртия жила и продолжает жить по «ручным» законам. Судья Заварзин приговорил подполковника милиции в отставке Александра Торопова к полутора годам условно за якобы «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (ст. 112 УК РФ) другому полковнику милиции – Алексею Быкову, занимавшему на момент инцидента должность начальника республиканского управления БЭП МВД по УР. Сарапульская прокуратура, поддерживавшая обвинение и интересы «потерпевшего» Быкова, настаивала на трех годах поселения. Можно было бы сказать, что Торопов легко отделался, если, конечно, не знать всех обстоятельств инцидента и того, что ему предшествовало.
Взять быка за рога
Как появилось на свет это странное уголовное дело, «Д» уже приходилось писать. 2 мая 2006 года начальник УБЭП МВД по УР Алексей Быков в пьяном виде колесил на автомобиле «Нива-Шевроле» по г. Сарапулу. Бояться за то, что его могут остановить за грубое нарушение ПДД, ему было незачем. Здесь, в соседнем со столицей республики 100-тысячном городке, в свое время начиналась его успешная милицейская карьера, и здесь его знали все большие люди. В начале седьмого вечера, по свидетельству очевидцев, он чуть было не сбил малолетних девочек, влетев на причал набережной Камы, где продолжил употреблять спиртное в обществе еще одного мужчины. Об этом на имя прокурора г. Сарапула написал в своем заявлении Александр Торопов. Отставной подполковник милиции узнал о «гулянии» Быкова из телефонного звонка своего знакомого, после чего выехал к «месту отдыха» начальника республиканского УБЭП и еще часа два мотался за ним, пытаясь по «02» вызвать милицию. Сделать это удалось, по его словам, с большим трудом, когда в милиции узнали, о каком нарушителе идет речь, желание удалить с улицы пьяного водителя там резко отпало. Только в девятом часу вечера, когда пьяный начальник УБЭП снова вернулся на набережную Камы, его задержал 84-й экипаж сотрудников ППС. Как уже писал «Д», разгоряченный спиртным милицейский начальник от прохождения медицинского освидетельствования наотрез отказался, нецензурно ругался, обещал устроить всем проблемы и оказал сопротивление сотрудникам милиции. В конце концов, на полковника милиции Быкова пришлось надевать наручники. Придя в себя через несколько дней, Алексей Быков написал заявление в прокуратуру г. Сарапула, где просил возбудить уголовное дело в отношении присутствовавшего при его задержании Александра Торопова, который якобы сломал ему руку и нанес удар, приведший к сотрясению мозга. В тот момент Быков мог чувствовать себя уверенно, вряд ли он подозревал, что всего через два с половиной месяца - 11 июля 2006 года - он будет арестован по обвинению в получении взятки (ст.290 УК РФ) и публичному оскорблению представителей власти (319 УК РФ), а в ноябре 2007 года осужден. Правда, наказание окажется очень мягким – 5 лет и 2 месяца лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Теоретически, с учетом того, что Быков находился под стражей с июля 2006 года, летом будущего года он уже может вернуться на какое-нибудь «хлебное» и вполне официальное место. Государственные награды – две медали «За отличие на службе» и погоны полковника милиции суд с него не снимал.
Рука руку моет
Отставному подполковнику Александру Торопову, приговоренному к полутора годам условно за сломанную руку взяточника, вымогателя и нарушителя общественного порядка г-на Быкова, найти работу будет гораздо сложнее. И дело вовсе не в руке бывшего начальника УБЭП МВД по УР, которую Торопов, по всем объективным данным, никак не мог сломать, даже если бы захотел. Это подтвердил и следственный эксперимент, проведенный по настоянию защиты буквально накануне приговора. Очень показательно, что за восемь месяцев следствия и полтора года, пока длился суд, и следователи, и прокуроры упорно уклонялись от проведения следственного эксперимента, предпочитая основывать свою позицию на данных, предоставленных человеком, который после приговора Верховного суда УР, наверное, никогда уже не расстанется с репутацией взяточника, вымогателя и нарушителя общественного порядка.
Бывший начальник УБЭП МВД УР Алексей Быков до своего ареста любил выпить в компаниях с сарапульскими предпринимателями. Проблема 46-летнего пенсионера МВД Александра Торопова в том, что он пошел против Системы, пробившись 1 марта 2006 года на прием к главному инспектору Инспекции ОИД МВД России Александру Касимкину, руководившему в то время московской комиссией, проверявшей работу МВД Удмуртии. С того момента в различные инстанции Тороповым и еще двумя привлеченными по просьбе комиссии свидетелями - предпринимателем Игорем Ивановым и экс-депутатом Робертом Рыбаковым - были направлены десятки различных заявлений и жалоб, касавшихся «крышевания» бизнеса и продажи должностей, организованных, по утверждению писавших, высокопоставленными сотрудниками МВД. Назывались фамилии и факты, связанные не только с начальником УБЭП МВД по УР Алексеем Быковым, но и с заместителем министра внутренних дел Удмуртии Игорем Сухоруковым и даже начальником ГУ МВД по Приволжскому федеральному округу генерал-полковником Владимиром Щербаковым. Замыкал этот своего рода «черный список», обнародованный подписантами заявлений, начальник межрайонного отдела УБЭП МВД по УР по г. Сарапулу Виталий Малюк. Тот самый Виталий Малюк, в отношении которого недавно завершилась служебная проверка по факту недостойного поведения, выразившегося в публичном нанесении побоев молодой женщине. Несмотря на очевидность безобразного поступка, майор милиции Виталий Малюк, как ни в чем не бывало, продолжает занимать свой служебный кабинет и «типа», не щадя себя, борется с экономическими преступлениями. А пока шла проверка, он, как и г-н Быков, тоже себе что-то «ломал», говорят, что какое-то из ребер.
Печать негде поставить
Нежелание правоохранительной и судебной системы чистить свои ряды рождает слухи. Так, за десять дней до вынесения приговора Александру Торопову на форуме сайта ИА «День» www.dayudm.ru появилось сообщение, подписанное ником «полковник Власов». «Хотите знать, почему начальника межрайонного отдела УБЭП МВД по УР по г. Сарапулу майора милиции Виталика Малюка, не глядя на все его художества, оставили в должности?» - задавал риторический вопрос анонимный источник. И сам же отвечал на него: «Спросите у министра внутренних дел Удмуртии г-на Сосновского, куда он потратил миллион руб., полученный от этого горе-майора в прошлом месяце. Это там в Кремле Путин с Медведевым могут сколько угодно говорить про борьбу с коррупцией. Здесь в Удмурдии с ней никто бороться не собирался и не собирается». В номере газеты за 10 июля редакция «Д» обратилась по поводу этого сигнала в Прокуратуру УР с просьбой возбудить уголовное дело по факту сообщения о совершении преступления. Через неделю, видимо, в качестве реакции пришел ответ на предыдущее обращение по поводу недостойного поведения майора милиции Виталия Малюка. «Оценка морально-деловых качеств сотрудников милиции в компетенцию прокурора не входит», - отписал начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Прокуратуры УР Алексей Макаров. Фамилия прокурора показалась знакомой, телефонный справочник подтвердил – еще совсем недавно Алексей Николаевич Макаров работал заместителем прокурора все того же города Сарапула. Более того, в редакционном архиве обнаружилось сразу несколько документов, касающихся времени его работы в Сарапуле. Оказалось, что именно на основании информации заместителя сарапульского прокурора Алексея Макарова и было заведено уголовное дело в отношении Александра Торопова. Кроме того, почти одновременно - 10 мая 2006 года - прокурор Макаров вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя Игоря Иванова, того самого, который вместе с Тороповым писал жалобы в Москву по поводу коррупции в правоохранительных органах Сарапула и Удмуртии. Заведенное Макаровым «дело Иванова» через три месяца полностью развалилось по причине его очевидной надуманности. Но ведь для чего-то прокурор Макаров его заводил? Зато Макаров завизировал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении начальника УБЭП МВД по УР Алексея Быкова, о чем, наверное, не без удовольствия отписал в адрес Александра Торопова 15 мая 2006 года (письмо № 514ПР-2006). Кстати, первое отказное постановление о незаконных действиях Алексея Быкова и Виталия Малюка было подписано заместителем прокурора г. Сарапула 2 мая 2006 года, то есть в тот самый день, когда и произошел инцидент с задержанием начальника УБЭП МВД по УР. Получается, что полковник милиции Быков просто «обмывал» 2 мая факт своей безнаказанности.
Р.S. Когда этот материал уже был написан, я решил еще раз перебрать «сарапульскую» папку за 2006 год и обнаружил там письмо Александра Торопова в адрес Генерального прокурора РФ Юрия Чайки. Фрагмент из этого документа, копия которого зарегистрирована в Прокуратуре УР 13.07.2006 г., стоит того, чтобы придать его гласности.
«В одну из пятниц октября 2003 года в сауне Комбината хлебопродуктов г. Сарапула (руководитель Малюк М.С.) (Прим. – отец Виталия Малюка) коллектив Сарапульской городской прокуратуры отмечал назначение на новую должность Попова Х. (Прим.- заместитель прокурора г. Сарапула) (…) В компании употребляли спиртные напитки. В промежутке времени между 1-2 часом ночи зам. прокурора Макаров Алексей Николаевич, управляя автомашиной ВАЗ-21010 (универсал), уснул за рулем и совершил наезд на строение остановки в районе деревни Дубровка, снес ее. Машина была разбита, превращена в кучу металлолома. Пассажиры (работники Сарапульской прокуратуры) Морозова Н.В. и Мелентьев А. Н. при аварии получили травмы и были госпитализированы в СГБ-2 г. Сарапула. Мелентьев получил перелом правого плеча (средний вред здоровью), шрам 25-30 см длиной, Морозова – ушиб голени и другие множественные телесные повреждения. На тот период времени в действиях Макарова А.Н. наличествовали признаки состава преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 264 УК РФ. На место происшествия прибыли: прокурор г. Сарапула – Перескоков Л.В., виновник торжества – Попов Х., сотрудник ДПС Подобедов, руководство ГОВД, отец Макарова, являющийся директором завода имени Дзержинского (Прим. – скончался в июне т.г.), который предоставил технику, с помощью которой поврежденная остановка была вывезена, устранены следы аварии, ее место засыпано гравием. На место аварии вызывалась машина скорой помощи, которая увезла в больницу одного из пострадавших, второй пострадавший был госпитализирован в СГБ-2 утром. Свидетелями аварии были молодые парень с девушкой, проезжавшие мимо на автомобиле. Данный факт устно я довел до Прокуратуры Удмуртской Республики, после чего меня предупредили, что за это в отношении меня будут сфабрикованы уголовные дела…»

Начальник межрайонного отдела УБЭП МВД по УР по г. Сарапулу майор милиции Виталий Малюк знает, чем занять себя в рабочее время.

Предыдущие публикации по теме:
УБРАТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ Правоохранительные органы Сарапула подводят под статью свидетелей по делу начальника удмуртского УБЭП Алексея Быкова
ОТКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ «Рука Быкова» все еще волнует правоохранительные органы Удмуртии
В МВД УР РЕШИЛИ ЗАМЯТЬ СКАНДАЛ. Анонимный источник обвинил министра Сосновского в получении 1 млн рублей