фото За минувший год организацией не было получено никакой прибыли, а убыток составил 12,3 млн рублей. Опубликованная на сайте www.emitent.udm.ru бухгалтерская отчетность за прошлый год подтвердила слухи о сложной финансовой ситуации в ИПОПАТ. Исходя из раскрытой информации, можно сказать, что «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» работает в убыток. Оказав в 2007 году услуг по себестоимости на 792 млн рублей, предприятие получило доход в сумме 661 млн руб. Таким образом, убыток составил 131 млн рублей. Напомним, что уставный капитал ОАО «ИПОПАТ» составляет 203,7 млн рублей. . Не сложно подсчитать, что такие убытки могут уничтожить предприятие меньше чем за два года. Вытягивают ИПОПАТ вливания со стороны. В отчете «О прибылях и убытках» графа называется «прочие доходы и расходы». По ним баланс положительный – 116,6 млн рублей. Львиная доля допинга (98,955 млн руб.) - поступления из разных бюджетов на компенсацию СПБ. Эта цифра позволила снизить общий убыток ИПОПАТ за прошлый год до 12 млн 321 тыс. рублей. Сумма хотя и в десять раз меньшая, но не слишком утешительная. Сразу после публикации отчета появились и официальные объяснения руководства акционерного общества. Свои мысли о положении дел в ОАО «ИПОПАТ» директор предприятия изложил в приложении к официальному бухгалтерскому отчету. Название прикрепленного файла с пояснениями Дмитрия Пивоша звучит неформально. Так могла бы называться, например, юмористическая пьеса молодого писателя 60-х годов, высмеивающая нерадивых чиновников. «Поясниловка 2007 г.» - назвал свой труд г-н Пивош. Текст очень любопытный. Во вступлении гендиректор ИПОПАТ публикует некоторые цифры, иллюстрирующие плачевное положение дел в его компании. Во-первых, организацию обделяют чиновники - недофинансирование по «социальному проездному» за прошедший год составило 113 млн рублей, во-вторых, себестоимость услуг с 2005 года выросла на 27 процентов, а доходы только на 25. Кроме того, имеющиеся автобусы никуда не годятся, а покупать новые особо не на что. Из 479 машин автопарка за пределами своего износа работает 61 процент – 293 машины. За год списали 33 автобуса, а приобрели всего 24. Как сообщается в записке, не на руку интересам предприятия сыграло и вынужденное повышение заработной платы. Средний доход рабочих по ремонту автобусов возрос на 13,4%, кондукторов - на 28,4%, водителей автобусов - на 24,2%. При этом, оказывается, служащим в ИПОПАТ не так уж и мало платят. Даже работник столовой получает 8300 рублей, не говоря уже о водителях, заработная плата которых превысила средний показатель по республике в два раза и составляет 17 471 рубль. Расходы растут, рентабельность падает, предприятие работает себе в убыток – пояснительная записка не содержит буквально ни одного положительного показателя. Казалось бы, всё плохо… Но не тут-то было. Неожиданно для читателя Дмитрий Пивош кардинально меняет краски своего повествования, показав себя интересным и ярким автором с хорошим чувством юмора. В предпоследнем абзаце своей «поясниловки» Дмитрий Николаевич вдруг сделал следующий вывод: «Вышеприведенные показатели хозяйственной деятельности говорят о достаточно твердой финансовой устойчивости предприятия». Как говорится в известной пословице: «и это было бы смешно, когда бы не было так грустно». 105 млн руб. долгов, 12 млн убытков – плохо дело, если в правительстве такую ситуацию теперь принято называть «стабильностью». Судя по их логике, ИПОПАТ, вероятно, вообще набирает обороты, так как в 2006 году чистый убыток (за вычетом всех налогов) был на два миллиона меньше и составил 10 млн 350 тыс. рублей. А себестоимость оказанных услуг оказалась всего на 7 млн (против 130 млн руб. в 2007 году) больше полученной за них выручки. Естественно, что в такой ситуации перспектива дешевой (лишь бы кто взял) приватизации автобусного парка Ижевска становится все более реальной. Напомним, что раньше «Д» уже писал об этом. Причиной к публикации стало создание ИПОПАТ нескольких обществ с ограниченной ответственностью: ООО «ИПОПАТ-Юг», ООО «ИПОПАТ-Север» и ООО «Удмуртский автотехнический центр». Тогда в редакцию газеты начались звонки. Люди сообщали, что работников ижевского автопарка принудительно переводят из ОАО «ИПОПАТ» в «непонятные» общества с ограниченной ответственностью. Фактически рабочие оставались на своих прежних местах – менялся только штамп в трудовой книжке. Если раньше работники ИПОПАТ числились «бюджетниками», то с переводом в ООО они становились тружениками обычных коммерческих предприятий, а следовательно, лишались социальных гарантий, которые раньше предоставляло им государство. Чтобы разобраться в ситуации, в начале апреля «Д» обращался к руководству ИПОПАТ с официальным запросом. Тогда удалось узнать, что в качестве основного учредителя всех трех ООО выступил ИПОПАТ. Доля его участия в уставных капиталах этих организаций составляет 99 процентов. Кроме того, символическими долями в 1 процент владеет ОАО «Удмуртавтотранс». Как пояснил директор предприятия Дмитрий Пивош, учредительством ООО «ИПОПАТ-Юг», ООО «ИПОПАТ-Север» акционерное общество занялось «в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности на пригородных и междугородных пассажирских перевозках». Руководство предприятия полагает, что так удастся «повысить скорость реагирования на изменения спроса на рынке и сократить издержки». Возникновение ООО «Удмуртский автотехнический центр» (УАТЦ) объясняется близкими причинами. По мнению г-на Пивоша, таким образом будут «снижены расходы ОАО «ИПОПАТ» на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава». Кроме того, создание ООО «УАТЦ» преследовало целью «повышение качества ремонта и обслуживания автобусов», поскольку, по информации ОАО «ИПОПАТ», акционерное общество заключило с ООО «УАТЦ» договор, предусматривающий гарантийные обязательства по проведенным ремонтным работам. Почему повысить эффективность работы ИПОПАТ было невозможно в рамках прежней организационно-правовой формы, из ответа руководства предприятия понять сложно. Но республика, которая, напомним, в лице Министерства имущественных отношений владеет 100% акций автобусного парка, политику в отношении ОАО «ИПОПАТ» менять не собирается. Шаги правительства говорят либо о неосведомленности в делах ИПОПАТ, либо о сознательной поддержке действий руководства акционерного общества. Так, например, месяц назад (12 мая) премьер Юрий Питкевич подписал распоряжение о выделении ОАО «ИПОПАТ» из бюджета республики 50 млн руб. в качестве вклада в увеличение уставного капитала. Но эти деньги ИПОПАТ потратит не на покупку новых городских автобусов (больше половины которых, как сказано выше, держатся на честном слове), а на приобретение 9 автобусов междугороднего тур-класса повышенной комфортности марки «Hyundai Universe Luxury». Эти супермодные машины, в которые устанавливаются даже биотуалеты, будут нужны для перевозки гостей в торжественный день самого главного праздника наших чиновников – 450-летия вхождения Удмуртии в состав Российского государства. После проведения мероприятия автобусы стоимостью 5,6 млн руб. каждый будут осуществлять перевозки по междугородным рейсам: до Перми, Чайковского и других городов. А тем временем на эти же деньги, к примеру, можно было бы купить 26 городских автобусов типа НеФАЗ-5299, обновив тем самым пять процентов парка подвижного состава Ижевска. О будущем пассажирского автотранспорта в Ижевске сегодня говорить сложно. А о том, что может случиться, если ИПОПАТ действительно ликвидируют и автопарком Ижевска завладеют частники (да еще и те, что так близки премьеру Юрию Питкевичу), можно судить по пермскому опыту. После приватизации автопарка в Перми были закрыты многие социально значимые, но не прибыльные маршруты. Льготы ликвидировали, а стоимость проезда поднялась до уровня московских цен. Причем контролировать рост цен на проезд правительству республики в случае приватизации ИПОПАТ станет невероятно сложно. После того как депутаты пермской Гордумы отказались утвердить предложенное частными перевозчиками повышение цены проезда, те просто «закрыли» автобусное сообщение. Два района на правом берегу Камы оказались отрезаны от города. Тогда против такой политики выступил пермский Координационный Совет протестных действий, который вместе с работниками уничтоженного автобусного предприятия организовал долговременную акцию протеста – в течение четырех месяцев в центре города стоял палаточный городок. Сколько протянет ИПОПАТ под руководством «человека Питкевича», пока неясно, но приватизация городского автотранспорта грозит обернуться новой волной социального протеста.