фото Замечательно это место своей почти не тронутой человеком флорой и фауной. Для охотников - отличное место для охоты на зверя и птицу, для любителей леса - возможность насобирать грибов и ягод (здесь есть и черника, и брусника, и земляника), для всех остальных - свежий, чистый воздух в непосредственной близости от большого города. Во всяком случае, до небезызвестной Липовой рощи, где проживает президент республики Александр Волков, около 10 минут езды. Однако, несмотря на географическую близость к дому президента Удмуртии, уклад жизни в Сентеге имеет ряд кардинальных отличий от жизни обитателей Липовой рощи.
Пути нет
Многих в республике волновал тот факт, что дорога в Липовую рощу неустанно обновляется и укатывается, подправляется и ремонтируется. А вот в Сентег, например, проехать вообще нельзя. Нельзя, и все тут. Можно иногда, но на тракторе, если очень повезет и погода будет стоять сухая. Когда-то станцию Сентег и деревню Новый Сентег с большой землей, то есть с дорогой на деревню Старый Сентег, связывал мост. Именно из Старого Сентега можно попасть на нормальную асфальтированную трассу. С дорогой всегда были проблемы, но мост был. «Мы живем здесь, на станции Сентег, одиннадцатый год, - рассказывает постоянная жительница Людмила Попова. - Два-три года с момента нашего переезда дорога до станции была вполне приемлемой, можно было проехать на автомобиле». Потом в Сентеге случился пожар, сгорела молодая девушка, и вызванная пожарная машина очень сильно повредила мост, который связывал две деревни - Старый и Новый Сентег. Мост и до этого был не слишком надежен, но позволял поддерживать постоянное сообщение между населенными пунктами. А после пожара его сильно накренило, передвигаться по этому ненадежному сооружению решались только самые отчаянные. Закончил свою историю многострадальный мост под колесами трактора. Деньги, выделенные на ремонт развалившегося моста - 60 тысяч рублей, куда-то ушли. И сегодня мост - это лишь несколько бревен. Кроме развалившегося моста на пути в Сентег есть еще одно существенное препятствие - большая глиняная гора, которая при любых намеках на дождь или другие осадки превращается в каток. Ни спуститься с горы, ни подняться на нее машины не могут. В общем, асфальтированная дорога в Сентег - нечто сродни мифу, все знают, что такие бывают, но в родной деревне никто их никогда не видел. В начале 2008 года по случаю выборов Президента России проходил трактор, создавая колею, подобие дороги. «Нужно было, чтобы мы проголосовали, поэтому непосредственно перед выборами проходил трактор, - говорят станционные жители, - прошли выборы, и все…» Сейчас бывшая снежная колея, проложенная трактором, превратилась в колею жидкой грязи. Поэтому, как делится одна из жительниц Сентега Надежда, чтобы дойти куда-то по этой дороге, приходится на обувь надевать целлофановые пакеты, иначе никак.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Конечно, совсем не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Из Сентега и обратно можно совершать путешествия в цивилизацию. Есть поезд. Ежедневно в 6 часов утра он уходит в Ижевск, а в 8 вечера привозит всех желающих обратно. Месячный проездной абонемент на поезд стоит более 800 рублей. Билет в один конец обходится от 27 до 36 рублей, причем выехать из Сентега стоит почему-то дороже, чем до него добраться. Поездом пользуются все. Работающее население каждое утро уезжает в Ижевск на заработки, а вечером возвращается домой. Школьники так же ездят в Завьяловскую школу на учебу. Участок в 18 километров от Сентега до Ижевска поезд преодолевает за час. Еще одна проблема – на станции нет перрона, да и никакой станции тоже нет. Старушки, которым надо добраться до города, приходят к железнодорожному полотну с табуретками и лестницами, чтобы забраться в вагон поезда. Не так давно произошла трагедия. Пожилая женщина упала, выходя из поезда, и сломала позвоночник. Теперь она прикована к постели.
Доктора, доктора!
«Очень много умерло людей. «Скорую» вызвать невозможно. Я сама астматик-гипертоник, вызывала «скорую» прошлой зимой, - объясняет ситуацию с оказанием медицинской помощи в Сентеге Людмила Попова, - «скорая» приехать не смогла, посоветовали как угодно добираться до деревни Киик, на санках, как-нибудь еще, любыми способами, а там обещали подобрать и госпитализировать». «К вам нет дороги, поэтому к вам мы приехать не можем», - стандартный ответ медиков на звонок в «скорую» со станции Сентег. Место встречи пациентов и врачей «скорой» - деревня Киик - находится в 4 километрах от Сентега, это и для здорового человека час ходьбы. Именно по этой причине умер пенсионер Сычев, стало плохо с сердцем, вызвали фельдшера из Киика. Однако силами фельдшера справиться с ситуацией не удалось, несмотря на то, что женщина-медик сама пешком добралась до больного. Требовалась срочная госпитализация. Вызвали «скорую помощь», бригаду кардиологов. «Скорая» выехала, но не доехала. Остановиться пришлось перед мостом между станцией Сентег и Новым Сентегом. Отсутствие дороги, а значит, и возможности «скорой помощи» прибыть на место и помочь человеку, закончилось смертью пенсионера. Сама Людмила Борисовна, несмотря на свою болезнь, старается помогать соседям, ставит уколы старикам. Потому что медицинского пункта, куда бы могли обратиться жители станции и деревни, не существует. «Была бы дорога, многих можно было бы спасти», - говорят жители Сентега. Однажды в деревне заболел маленький ребенок, «скорая» опять была не в состоянии добраться. Спасло ребенка то, что в деревне оказался трактор. Девочку с сорокаградусной температурой на тракторе доставили до моста. По бревнам переправили на руках и передали бригаде медиков, которые ждали на противоположной стороне. Станция и деревня Новый Сентег административно относятся к одному Завьяловскому району. Медицинские услуги жители данных населенных пунктов, согласно всем документам, должны получать в селе Люк. Именно там находятся наблюдающие их медики. Чтобы попасть на прием в больницу, требуется выполнить целый комплекс маневров. Приехать к своим пациентам врач не может - дороги нет. «И если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». То есть каждый пациент отправляется к врачу сам. И тут начинаются проблемы. Пациент уезжает в Ижевск утренним поездом, но все равно не успевает на автобус, который отправляется из города в село Люк. Расписание составлено таким образом, что автобус до больницы уходит из Ижевска раньше поезда, прибывающего из Сентега. Остается вариант - взять такси до села Люк. Но на пенсию в 2 тысячи рублей на такси много не наездишь. Ехать в больницу следующим десятичасовым автобусом не имеет смысла. Врачи в Люке принимают только до обеда. И на прием все равно не успеть. Многие пациенты из Сентега в таких случаях отправляются на прием во 2-ю Завьяловскую больницу. Врачи возмущаются – у жителей Сентега есть своя больница, свой врач, который и получает зарплату за этих пациентов, поэтому в приеме чаще всего отказывают. «У меня 2 тысячи больных, - сказала врач Завьяловской больницы в последний раз, когда Людмила Борисовна обратилась за помощью в данное медицинское учреждение, - я получаю деньги за этих людей. Почему ваш врач получает деньги за вас, если вы даже на прием попасть к нему не можете?»
Хлеб насущный
Магазинов по все той же причине в Сентеге тоже нет. Однажды на станцию удалось проехать автолавке. Проехать-то удалось, а вот выехать не получилось. Прошел дождь. Машина с продуктами застряла в деревне надолго. Что для автолавки плохо, для жителей станции обернулось большой удачей. Впервые в жизни в пределах досягаемости оказались самые насущные продукты: мука, соль, сахар, яйцо. В Сентеге, пусть и ненадолго, появился хоть и маленький, но свой «супермаркет». В конце концов, колея подсохла, и автолавка смогла выбраться из Сентега. Но больше автолавка туда никогда не возвращалась. Сегодня у жителей станции и деревни Сентег есть выбор: совершить двухчасовой променад до деревни Киик за продуктами или скататься за едой на поезде до Ижевска (одна проблема, если ехать в Ижевск, то придется потратить целый день, так как поезд отправляется, как уже писалось выше, в 6 утра, а возвращается в восемь вечера). Заказать продукты питания в Киике какому-нибудь доброму самаритянину обойдется минимум в 300 рублей, не считая стоимости заказанных продуктов, которые почему-то в Киике дороже, чем в столице республики. Поэтому если в Сентеге узнают, что кто-то собрался в город, то не стесняются подходить прямо к поезду и делать заказы на молоко, хлеб, колбасу. «Сын и дочь в Ижевске, они постоянно приезжают, привозят продукты из города», - говорит пенсионерка Серафима Мошкина. «Все берем, что из продуктов привозят, - уточняет ее муж Иван Мошкин. - Спасает природа. Запасаемся летом тем, что здесь растет, делаем запасы на зиму». «Мы здесь брошенные, - говорят жители станции и деревни, - слава богу, сделали нам телефон. Без денег набираешь номер телефона, если вызываемый абонент согласится заплатить за переговоры, то разговор состоится, если откажется, то не будет разговора. Бесплатные номера: пожарная служба, милиция и «скорая помощь». Только вот им все равно не доехать до нас без дороги. Сколько у нас домов сгорело. Доберутся до нас пожарные, доедут через деревню Киик, а от дома только головешки остались». В Сентеге уверены, что будь в деревне нормальная дорога, сюда потянулись бы молодые. Здесь вполне можно открыть свой небольшой бизнес. Работодатели пришли бы сюда, у людей появилась бы возможность зарабатывать себе на жизнь, заниматься делом. Место уже понравилось одному предпринимателю, который был не против выращивать в деревне скотину и обеспечить работой жителей. Но как вывозить мясо со станции Сентег при отсутствии дороги? Задумка так и осталась нереализованной. Не так давно администрация Завьяловского района пообещала жителям Сентега дорогу через Шаберды на Ижевск. «Но обещанного, как говорится, три года ждут», - качает головой Серафима Мошкина. Кроме обращения в администрацию района и правительство Удмуртии, жители направили письмо в Москву в адрес Совета Федерации. Теперь ждут ответа, а пока все ходят пешком, почтальон из деревни Киик пешком, дети в школу по железной дороге. Правда, в настоящий момент большинство из них оформлены в интернаты района. Еще одной визитной карточкой этого места являются колодцы, они в удручающем состоянии. Воду приходится набирать с риском для жизни, всегда есть шанс загреметь в тартарары вместе с сооружением колодца. Практически все колодцы давно покосились и просели.
Официальная версия
По данным администрации Завьяловского района, ответ на запрос жителей деревни и станции Сентег уже готов, подготовлены и специальные предложения по волнующему их вопросу. Однако что это будет за ответ, в завьяловской администрации сообщить отказались. О возможных сроках появления дороги в Сентег также ничего не известно. На вопрос корреспондента «Д», когда жители Сентега могут ожидать начала строительства дороги, и.о. заместителя главы Завьяловского района Сергей Ожегов ответил, что не ранее схода всего снежного покрова. В остальном сроки еще неопределенны, документ не подписан в Министерстве строительства и архитектуры Удмуртии. Сколько потребуется средств на укладку 4 километров асфальта, тоже пока неясно. Сумму определит подрядчик, которого выберут для выполнения этих работ. А произойдет это только после согласования документов в министерстве. Когда же произойдет это долгожданное для оторванных всего в 18 км от цивилизации жителей согласование, неизвестно.