Этот проект как раковая опухоль за считанные месяцы овладел умами республиканского истеблишмента. Высокопоставленные чиновники в правительстве заявляли, что уже нашли под него инвесторов, местные бизнесмены выражали готовность осваивать бюджет проекта и арендовать апартаменты, средства массовой информации восхищались широтой замысла руководства республики. Стоимость проекта постоянно росла – сначала 4,5 млрд рублей, потом 6,5 миллиарда плюс минимум 500 млн рублей на намыв острова, еще 770 млн руб. на мост к нему. Сколько уже зарыло за год работ по расширению набережной на подступах к будущему конгресс-холлу «курбатовское» УССТ № 8, знает только узкий круг лиц. И никто за почти полтора года этой вакханалии не поинтересовался мнением жителей Ижевска. Нет, какое-то публичное слушание по проекту, изменяющему весь облик центральной части Ижевска, тихо проскочило, но на таком же уровне, как будто бы речь шла о небольшом пристрое к жилому дому где-нибудь на окраине.
Дело, впрочем, не только в огромной стоимости проекта. От даты начала строительства Ижевского пруда принято отсчитывать историю города-завода. И чтобы принять решение отметить в 2010 году 250-летие Ижевска фактическим уничтожением этого исторического для ижевчан места, надо обладать большой морально-этической отмороженностью. Любое архитектурное вмешательство в старой части города можно сравнить по степени ответственности с операцией на сердце. Тем более отвратительно, что руководить операцией, без тени сомнения, взялись два выпускника Брянского строительного техникума – Александр Волков, президент Удмуртии, и Юрий Питкевич, председатель правительства.
Общественное сопротивление этим планам началось 7 апреля прошлого года (накануне исторической даты, 10 апреля 1760 года принято считать днем начала строительства пруда). Весной 2007 года более тысячи горожан: активистов Общественного совета пенсионеров, партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», домовых комитетов, жителей общежитий, огородников по призыву Координационного Совета гражданских действий Удмуртии вышли на Центральную площадь и прошли демонстрацией до здания Прокуратуры УР. Одним из лозунгов митингующих стало требование «Дадим отпор строительной мафии! Не допустим уничтожение Ижевского пруда и «отмыва» бюджетных средств на искусственном острове!». Там же на митинге его участникам были розданы подписные листы для проведения Народного референдума против амбициозных планов президента Волкова.
В подписном листе говорилось: «Ижевчане! Дадим отпор планам строительной мафии! Не допустим уничтожение Ижевского пруда и «отмыва» бюджетных средств на искусственном острове!». В течение нескольких месяцев каждую неделю в Администрацию Президента России уходили сотни и тысячи подписей ижевчан. В ответ приходили дежурные письма о том, что подписные листы переданы в адрес аппарата полпреда Президента России в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова. Затем их стали пересылать в Администрацию Президента Удмуртии, а оттуда «спускать» для ответа то в Минстрой, то на уровень городских властей.
В ноябре прошлого года к этой борьбе простых ижевчан подключилась ижевская интеллигенция, объединившаяся в неформальную группу «Общественная экспертиза» и прошедшая свой путь обращений в различные федеральные и республиканские инстанции. Последнее письмо в адрес первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева было направлено в Москву совсем недавно - 8 февраля. Большую роль в организации старых оружейников, возмущенных строительными планами республиканских властей, сыграла дочь Михаила Калашникова Елена Михайловна. Наверняка были и другие менее многочисленные и не имеющие выхода в СМИ группы ижевчан и отдельные граждане, писавшие в Москву и доносившие до столицы общее мнение ижевчан.
Итог этих коллективных действий неравнодушных к судьбе своего города граждан известен – в прошлую пятницу президент Волков как-то невнятно объяснился, что якобы по его просьбе Общественная палата Удмуртской Республики, которая не имеет даже своего адреса и собиралась на свое заседание только один раз, «провела консультации и несколько рабочих встреч о своевременности реализации проекта». Из слов Александра Волкова следует, что итогом этих «консультаций» стал вывод: «время для осуществления проекта пока не наступило». Думаю, что выражу мнение многих участвовавших в коллективных действиях ижевчан: дело не в том, что пока не наступило время строительства бессмысленного сооружения, стоимость которого покрывает капремонт всего жилого фонда столицы Удмуртии, это просто уходи-т «время Волкова».
Пусть уходит… Вместе мы победили.
ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В конце июля 2006 года в Ижевск прилетел бывший тогда министром экономического развития и торговли России Герман Греф, ему и приписывается сама идея строительства конгресс-холла в виде автомата Калашникова.
«Мы не будем успевать наливать вам за все ваши идеи!» - цитировал тогда журнал «Деловая Репутация» президента Удмуртии Александра Волкова, уцепившегося за мысль «украсить» набережную Ижевского пруда каким-нибудь изыском. К тому времени он уже положил глаз на набережную, объявив, что хочет сделать ее то ли как в Ницце, то ли как в Каннах (здесь то ли сам первоисточник постоянно путался, то ли цитировавшие его журналисты «президентского» пула).
Прошло всего два месяца, и на Международном экономическом форуме «Кубань-2006» в Сочи был представлен макет проекта реконструкции ижевской набережной с конгресс-холлом «Калашников», разработанный санкт-петербургской «фабрикой архитектуры» Д. Михайлова «32 декабря».
По возвращении в Ижевск один из участников форума Алексей Титов (трагически погибший летом прошлого года) приоткрыл завесу над проектом острова с «Калашниковым», сообщив, что новый проект набережной разработан «по заказу удмуртских предпринимателей молодым петербургским архитектором». Еще раньше на эту же тему появлялся слух, что самый близкий к президенту Волкову предприниматель Андрей Осколков оплатил разработку нового проекта набережной петербургской фирме, названной Германом Грефом.
Сам президент Волков 28 сентября 2006 года по телефону из Сочи рассказал, что президент страны Владимир Путин оценил проекты Удмуртии. «Вот набережную, сказал, что если сделать, то будет красиво», - якобы процитировал слова главы государства Александр Волков. Возможно, президент Удмуртии слышал нечто подобное от Владимира Путина 21 июня во время рабочего визита президента России в Ижевск, но 28 сентября Путин еще на выставке форума не появлялся. Глава государства в сопровождении Германа Грефа осмотрел выставку только на следующий день – 29 сентября.
Как г-ну Грефу пришла в голову мысль украсить набережную Ижевского пруда, засвидетельствовал все тот же корреспондент «Деловой Репутации». «Я подумаю, как поэксплуатировать вас для «раскрутки» Удмуртии», - туманно произнес Герман Греф во время состоявшейся к концу официальной программы встречи с Михаилом Калашниковым. Александр Волков стоял рядом, и корреспондент «ДР» безжалостно зафиксировал его слова: «Деньжат бы…».
«Деньги потратить много ума не надо», – парировал Греф. Деньги, в конце концов, пришлось платить не Грефу, а Волкову, правда, за счет безымянных «удмуртских предпринимателей», оплативших услуги санкт-петербургских архитекторов.
Тем не менее идея Грефа пришлась по душе республиканским властям, остров и конгресс-центр стали буквально новой идеей-фикс президента Удмуртии. Строительство гостиницы было запланировано на 2008-2011 годы. Ориентировочная стоимость строительных работ оценивалась до 6,2 млрд рублей, из которых большую часть должны были составить частные инвестиции. Однако финансирование создания острова и всей набережной инфраструктуры должно было лечь на бюджет.
Идея Грефа материализовалась в здание в виде стилизованных трех автоматов АК-47, сначала высотой в 24 этажа, позже в 30, стволы «автоматов» были направлены в небо, а въезд в здание - через рожок автомата, прямо под патроном. Весной 2007 года «Калашникова» показывали на выставке во французских Каннах. Там, по словам участников, республиканское руководство занималось активным поиском инвесторов.
В лояльных властям СМИ публиковались статьи о возможных источниках финансирования грандиозного проекта. «Теперь главный вопрос - за чей счет будет построено это чудо архитектурной мысли, которое станет главным символом города и республики и отодвинет на второй план легендарные «лыжи Кулаковой», – писали газеты.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Движение ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА возникло из просветительских побуждений. Казалось, достаточно привести аргументы специалистов, и всем станет все ясно: неприличный проект здания-автомата быстро закроют и забудут. Но не тут-то было: интеллигентская деликатность на инициаторов не действует. Тогда мы начали писать письма в инстанции.
Кто такие «мы»? Разделы текста экспертизы (аргументы против проекта) писались специалистами в соответствующей области: экологами, художниками, историками, стро ителями, психологами, философами. Это именно те профессионалы, профессура УдГУ, ИжГТУ, Академии наук РФ, которые бы и делали экспертизу, если бы проект, как положено, выставлялся на всеобщее обсуждение. Зайдите к нам на сайт, почитайте, там две сотни фамилий. У нас все открыто – люди указывают свои звания, место работы.
И еще у нас большая группа оружейников, как ныне действующих конструкторов оружия, так и ветеранов. Кто лучше их знает, что такое оружие и как к нему следует относиться? Вызывает восхищение решительность и принципиальность наших уважаемых ветеранов. У них нет наших сомнений, опасений, всех этих «да, бесполезно», «как бы чего не вышло». Любимая фраза Героя Социалистического Труда Виктора Петровича Ионова «Нет вопросов!» - и он сразу берется за трубку телефона, начинает действовать.
Наше Открытое письмо, выставленное в Интернете, имело большой резонанс. О нем писали практически все информационные порталы, бизнес-новости, религиозные сайты. Все, кроме подавляющего числа местных СМИ, - перед выборами в Госдуму тема автомата-небоскреба была запретной.
Удивительно, но в наше время отсутствуют какие-либо нормы ответов на письма. Ни на одно из наших писем, подписанных уважаемыми людьми, мы не получили ни одного ответа от того, к кому обращались.
Замораживание проекта не вызывает чувства радости. Скорее, тут уместен стыд.
То, что у нас появился и до сих пор, по сути, официально не снят такой безнравственный проект, - это позор для Ижевска, для всей Удмуртии. Наше движение принципиально вне политики. Здесь объединились люди разных убеждений, разных конфессий.
Лично меня не покидает ощущение, что мы живем во времена мракобесия. Ну, как еще охарактеризовать период, когда производство сокращается, наука в загоне, а главными стройками становятся культовые сооружения и идолы (ведь здание-автомат – это не что иное, как идол!), в каждой газете печатается астрологический прогноз, а архитектура и дизайн заменяются фен-шуем!
Кандидат в Президенты России Медведев заявил, что пора кончать схоластические разговоры о поисках национальной идеи.
Пустословие, конечно, ни к чему, но вот без идеи, без идеалов, без нравственных устоев так и будут появляться инвестиционные проекты, измеряющие свою привлекательность исключительно в рублевом эквиваленте.
Представитель движения «Общественная экспертиза»
Сергей ПАХОМОВ
В кулуарах ходили разговоры о том, что к проекту проявляют интерес китайцы, англичане, немцы. Тем не менее руководство республики не спешит отдавать проект в руки заморских инвесторов. По всей видимости, потому что с ними очень сложно будет решать вопросы о собственности на землю и на сам объект. Вряд ли кто-то захочет, чтобы главный символ республики являлся, к примеру, китайской собственностью или стоял бы на клочке китайской земли, пусть и взятой в аренду, сетовали источники. Поговаривают, писалось в начале прошлого года, что для финансирования строительства будет сформирован пул из нескольких наиболее экономически успешных компаний республики, которые будут реализовывать этот проект. «Учитывая, что времени для строительства культурно-делового центра остается не так много (планируется, что его смогут возвести уже к 2008-2010 годам), с иностранцами, по всей видимости, связываться не будут».
Между тем прилетевший из Франции с выставки MIPIM-2007 президент Удмуртии был настроен очень оптимистично, рассказывая, как гостиничный комплекс заинтересовал инвесторов. «Все привезенные из России рекламные проспекты к данному проекту были разобраны в первый же день выставки», - аргументировал он свою уверенность.
Дальше, видимо, ему во Франции делать было нечего, и президент Волков вернулсядомой. Тут его уже ждала капсула… 16 марта 2007 года на набережной Ижевского пруда состоялась торжественная закладкакапсулы с посланием потомкам, посвященная началу работ по превращению ижевской набережной в нечто такое, что могло бы напоминать президенту Удмуртии Александру Волкову полюбившуюся ему Ниццу. Набережную планируют расширить на 20 метров, объясняя это тем, что сейчас здесь недостаточно места для «гуляний, катания на роликах и велосипеде». За глаза, правда, злые языки утверждали, что отодвинуть пруд решили под размещение здесь торговых и увеселительных заведений, принадлежащих «семейному» бизнесу наших власть предержащих.
О своем участии в выставке MIPIM-2007 Александр Волков подробно рассказал в эфире ТК «Моя Удмуртия». «Набережная будет лучше, чем в Ницце. Она будет шире,- поделился он планами в отношении Ижевского пруда. – Там (в Ницце) - шагами я промерял – всего 15 метров прогулочная зона. У нас будет не меньше. У нас будет тротуарная плитка, а не асфальт, как там».
Осенью 2007 года Герман Греф ушел в отставку. В руководстве Удмуртии эту новость восприняли с тревогой: «не отменятся ли прежние договоренности о финансировании инвестиционных проектов». Президент УР в срочном порядке вылетал в Москву, и первая информация была такой, что «под вопросом пока только гостиница в виде автомата Калашникова».
Но уже 16 декабря Александр Волков, вернувшись из Уфы, с празднования такой же круглой даты, какую предстоит отметить и Удмуртии, развеял слухи о замораживании проекта конгресс-холла «Калашников».
По его словам, Уфе было не стыдно принимать высоких российских гостей. Под впечатлением от увиденного, президент Удмуртии дал строгий наказ подчиненным: готовиться к празднованию юбилея с утроенными силами. Александр Волков пригласил на праздник высший эшелон власти России, и республика должна выглядеть не хуже, чем ее соседи. Президент намекнул подчиненным и о скорейшем продвижении проекта конгресс-холла на намывном острове на Ижевском пруду. «Уфу, конечно, вылизали – просто душа радуется: красивый город, чистенький. Вот мы все это сейчас рассуждаем на счет конгресс-центра, который мы пока в планах, Уфа построила конгресс-холл, они назвали – это тоже роскошное здание, где можно проводить мероприятия любого уровня: выставки, конференции, собрания, форумы, все, что угодно». «Ну, по телевидению зал видели, конечно? – спрашивал президент своих подчиненных и сам же отвечал: - Зал фантастический. Мы поскромнее сделаем, но он будет достойный, – но зал сделали, конечно, метров 10 высота потолка только, а мы все скромничаем», - описывал увиденное Александр Волков. Он еще не знал, что пройдет совсем немного времени, и спустя два дня после посещения Ижевска кандидатом в президенты Дмитрием Медведевым ему вдруг придется услышать голос общественности…
Газета №8 / 28 февраля 2008 г.
МЫ ПОБЕДИЛИ
Знаковое для Удмуртии событие произошло очень буднично. В пятницу, 22 февраля, в вечерних новостях ГТРК «Удмуртия» прошел сюжет с расширенной коллегии Минстроя республики.Главной темой выпуска стало заявление президента Волкова о замораживании на неопределенный срок самого глобального строительного проекта за годы его правления – конгресс-холла «Калашников». 120-метровую громаду, стилизованную под автомат Калашникова, планировали возвести на специально намытом острове на Ижевском пруду.