Большинство жителей республики, наверное, даже не подозревают, сколько пришлось потрудиться президенту и членам правительства Удмуртии, занимаясь перераспределением свалившихся на них миллиардных сумм. Доходы консолидированного бюджета УР в 2007 году превысили 35 млрд рублей. Для сравнения: в позапрошлом, 2006 году – 25,6 миллиарда, в 2005-м – 22,2 миллиарда, в 2004-м - 19,7 млрд рублей, 2003-м - 15,3 млрд рублей. Обнародованный в январе на официальном сайте республики www.udmurt.ru отчет исполнения консолидированного бюджета Удмуртии отчасти раскрывает информацию о потоках, по которым пришли и ушли казенные миллиарды. Из перечисленных пяти лет прошлый 2007-й стал первым, когда нараставшая год от года централизация бюджетных ресурсов в федеральный бюджет пошла вспять. Всего в Москву (с учетом возврата в бюджет УР денежных средств в форме дотаций, субвенций и субсидий) ушло 53,2 процента налоговых поступлений в бюджетную систему от налогоплательщиков Удмуртии. В 2006 году – почти 65 процентов. Это был апогей централизации, хотя наибольший скачок произошел годом раньше. В надолго запомнившемся социальным шоком от монетизации льгот 2005 году централизация бюджетных ресурсов выросла с 46,3 процента (в 2004 г.) до 58,2 процента. Начиная с прошлого года Центр и в самом деле начал возвращать деньги в регионы, причем строго по целевым направлениям. Всего по линии различных дотаций, субвенций и субсидий Удмуртии в 2007 году было выделено более 6,5 млрд рублей. Среди этих целевых расходов можно перечислить: оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан (473,2 млн руб.), социальную поддержку почетных доноров (25,9 млн руб.), реализацию госполитики занятости населения (426,6 млн руб.), помощь по обеспечению лекарственными средствами, денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и медсестрам «скорой помощи» (86,1 млн руб.), субсидии на содержание детей опекунам и приемным семьям (95,8 млн руб.), компенсации родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях (97,6 млн руб.), вознаграждение за классное руководство (126,8 млн руб.) и т.д. Что изменилось за год в бюджетной политике республиканских властей? Главным по-прежнему оставался курс на престижные стройки в рамках подготовки к «достойной встрече» 450 летнего юбилея вхождения Удмуртии в состав Российского государства. С подачи президента Волкова все объекты приурочивались к этой гипотетической дате, даже строящийся на месте вырубленного Парка им. Кирова ижевский зоопарк. Затраты на президентские объекты «растворены» в основных расходных статьях. Видимо, по этой причине одна из наиболее пострадавших от политики «оптимизации» бюджета «культурная» статья расходов в 2007 году вошла в тройку лидеров по динамике роста по сравнению с предыдущим годом (+36,8%). На второе место по росту расходов по итогам года вышло ЖКХ, но весь прирост (+33,2%), похоже, ушел в карман энергетиков. Абсолютным лидером по динамике увеличения расходов бюджета стала статья «транспорт и связь». На эти цели в прошлом году республиканские власти направили в 1,8 раза больше средств, чем в тоже щедром для отрасли 2006 году. В целом за год транспортные предприятия получили более 3,3 млрд рублей, из них 1,3 млрд рублей на увеличение стоимости основных средств. Эксперты связывают «щедрость» властей с подготовкой приватизации транспортных предприятий и видами на них ближайшего окружения президента Удмуртии. В абсолютных цифрах бюджетные затраты на транспортную отрасль в два раза превысили годовые расходы на сельское хозяйство, почти сравнялись с расходами на ЖКХ и социальную политику, а таже более чем в два раза превысили расходы на содержание органов власти и управления. В 2007 году здесь был пройден своего рода психологический барьер – стоимость удмуртской «вертикали власти» после некоторой заминки в 2006 году впервые превысила 1,5 млрд рублей. Личные доходы ее «вершины» - президента Волкова - составили 3,1 млн рублей, дополнительная же динамика была обеспечена расходами на новый уровень власти - содержание поселковых администраций. Местного самоуправления на селе от этого больше не стало, но чиновников добавилось. Руководство Удмуртии, видимо, смутно осознает, что большие деньги тратятся как-то малозаметно для граждан. «Может быть, они (избиратели) просто недовольны своей жизнью и не знают, что власть делает? – задал президент УР Александр Волков риторический вопрос на партконференции регионального отделения «Единой России», состоявшейся в конце прошлого года. - Я на примере элементарном: «Единая Россия» в этом году дала Ижевску 500 млн рублей на дороги (Прим. - из бюджета РФ в виде субсидий в 2007 году в бюджет Удмуртии поступило 489,9 млн руб. для развития улично-дорожной сети и 126,7 млн руб. на строительство и модернизацию автодорог общего пользования). Ведь люди это видят, и людям надо объяснить, что деньги есть и они ходят по ним». Дав, таким образом, волю эмоциям, Александр Волков не стал доверять силе слов и перешел к мерам воздействия: «Есть большие сомнения, что в следующем году Ижевск получит деньги», – подытожил президент Удмуртии.