фото Мотоклуб при Станции юных техников существует с 1981 года. Когда-то секцию поддерживал мотозавод, но это осталось в далеком прошлом. Сегодня, как объясняют директор станции Мария Шушакова и педагог мотосекции Сергей Русалев, клуб существует исключительно благодаря энтузиазму воспитанников клуба и усилиям работников Станции юных техников. Что такое мотоклуб? Конечно, прежде всего, это досуг для районных подростков, объясняет тренер секции Сергей Русалев. Когда-то он сам пришел в этот клуб в 1981 году, а в 1985-м начал работать здесь же тренером. Научиться управлять мотоциклом, ремонтировать технику, участие в соревнованиях, возможность победы – это то, что привлекает ребят в секцию. И не только ребят, как говорит Сергей, мотоспортом у него занимались и девочки. Даже сегодня в секции есть одна семилетняя девочка, которая возится с мотоциклами вместе с папой. Это единственная секция мотоспорта в городе, и ребята занимаются здесь совершенно бесплатно. В этом году клубу помогла фирма «Форсаж» в лице директора Олега Олеговича Страха, и если уж говорить о спонсорстве, то складывается такая ситуация, когда без поддержки со стороны выжить не получается. Средств не то что на развитие клуба, даже на поддержание элементарного существования не выделяется уже давно. Директор клуба Мария Шушакова отмечает, что городские власти не финансируют ни приобретение новой техники, ни даже обслуживание старой. С техникой помогают иногда сами ижевчане, бывшие воспитанники клуба, иногда приходится собирать запчасти с миру по нитке и потом восстанавливать из собранного хлама мотоциклы. Все группы секции занимаются по расписанию. Для новичка, который приходит в клуб впервые, все начинается с примера старших, тех, кто уже умеет обращаться с техникой. Показательный заезд, возможность попробовать незаведенный мотоцикл. Трасса, на которой тренируются ребята, далеко не гладкая дорога. Для мотогонщиков Станции юных техников трасса - это пересеченная местность, со всеми препятствиями: ямы, овраги, кочки. Отличается и скорость, здесь не разгонишься до 100 км/ч, максимум для такой трассы – 60 км/ч. На занятиях подопечные Сергея Русалева отрабатывают сложные участки, учатся проходить препятствия. Втягиваются в занятия быстро, ну а после того как втянулся, уже не возникает и мысли о том, чтобы бросить клуб. Несмотря на то, что клуб находится в одном из социально сложных районов Ижевска (в частном секторе Восточного поселка), Сергей Анатольевич считает, что с такими ребятами работать даже интереснее. Самых маленьких сначала знакомят с мопедами. Само занятие начинается с подготовки техники, проверки готовности техники, затем естественно тренировка, и, наконец, технику надо привести в порядок, вымыть после заезда. На вопрос, почему Сергей продолжает работать педагогом в клубе, он, не задумываясь, объясняет это любовью к технике и детям. Желания самые простые: увеличить мотопарк и привлечь в клуб побольше педагогов. Сегодня единственный тренер клуба загружен на все 28 часов в неделю, которые отведены по ставке педагогу. Поэтому в клубе занимается пока только 30 человек, это все, что можно сделать силами одного тренера. Приезжают на соревнования, которые устраивает клуб, и бывшие воспитанники Сергея Русалева. Приезжают вместе со своими детьми. А подростки, к которым в школе обычно бывает много претензий от педагогов, ведут себя на занятиях образцово-показательно. Иногда доходит до смешного, классные руководители воспитанников мотоклуба обращаются за помощью к директору Станции юных техников. Образцовые воспитанники клуба подтягивать недочеты в школьных знаниях предпочитают с Марией Леонидовной Шушаковой. Сама она так же очень серьезно относится к работе секции, лично ездит по городу в поисках запчастей для мотоциклов и спонсоров. Три года назад весь парк транспорта составлял 4 мотоцикла, а в группе мотоклуба числилось всего 10 человек. Сегодня численность клуба выросла втрое, а мотоциклов уже более пятнадцати - на любой вкус, от японских до отечественных.
Уникальный мотокросс
фото Участие в соревнованиях по мотокроссу - один из самых важных моментов для воспитанников Сергея Анатольевича. Как говорит сам педагог, раньше юные мотогонщики могли выезжать на все соревнования, начиная от республиканских и заканчивая всесоюзными. Сегодня возможности выступать далеко за пределами Удмуртии нет. Поэтому Сергей со своими ребятами стараются выезжать в соседние регионы: Татарстан, Башкирию, принимают участие в региональных соревнованиях. В Удмуртии мотоклуб устраивает ежегодные соревнования по мотокроссу. Это традиционные зимние соревнования. В данный момент клуб готовится к этому мероприятию. Мотокросс пройдет 22 декабря в районе Автозавода. Мотоклуб Станции юных техников не просто участвует в этих состязаниях, а выступает организатором. Вот уже несколько лет Станция юных техников находит спонсоров для проведения традиционного мотокросса. Ожидается более ста спортсменов со всей России. Екатеринбург, Пермь, Москва (команда «Красные крылья» - самая сильная команда России на сегодняшний день), Самара, города нашей республики. До участия в соревнованиях допускаются и малыши, начиная с четырех лет, и совсем взрослые мотогонщики до сорока пяти лет. «Группа после сорока пяти – это уже ветераны», - шутит Сергей Русалев. Самому юному воспитаннику Сергея, который также выступит в заезде, еще только семь лет. Но для маленьких детишек мотоциклы соответственно росту и силам. Причем, как признают воспитатели, малыши гоняют на своих мотоциклах только так, на детской трассе даже есть трамплин. Для участия нужен только транспорт - специально подготовленный мотоцикл и подготовленная трасса. А это отдельная задача для клуба. Необходимо найти трактор, расчистить сугробы. Длина трассы – 1200 метров, подготовлена она по всем правилам соревнований, есть трамплины. Перед проведением соревнований будет проходить выставка мотоциклов. Обязательна проверка документов. «Уникальность нашего мероприятия по сравнению с другими в том, - объясняет Сергей Анатольевич, - что, приезжая на соревнования в другой город, мы должны платить за участие, а у нас, наоборот, каждому спортсмену выплачивается сумма за участие – 150 рублей в каждом заезде». Все воспитанники клуба, кто не участвует в заездах, задействованы либо в судействе, либо помогают готовить трассу к соревнованиям, обтягивать ее лентой. Работа очень трудоемкая. За лето на пустыре, недалеко от автозавода, где проходят гонки, скапливается очень много мусора. Надо проехать по трассе, расчистить и расширить ее, организовать места для зрителей, подготовить выставку. «Так что работа у нас 22 декабря начнется с шести утра и закончится не раньше шести вечера», - резюмирует тренер.