фото Дискуссию открыла Елена Михайловна Калашникова - дочь Михаила Тимофеевича Калашникова (она является председателем фонда его имени). Елена Михайловна выступила не только от имени членов своей семьи, но и от имени всех ветеранов-оружейников: - В проекте Конгресс-центра много отрицательных моментов, поэтому важно, чтобы его не утвердили, не выслушав противников проекта. По словам Михаила Тимофеевича, направленное вверх дуло автомата – это есть нарушение этических норм. У нашего общества есть очень много более насущных проблем. Кроме того, я считаю, что уже достаточно создано памятников, в которых увековечена благодарность оружейникам, создавшим славу ижевского оружия. Нормальному человеку даже не придет в голову, что это может быть красиво – автомат выше храма. Было бы странно приложить такие неимоверные усилия, чтобы создать опасный для горожан объект. Согласия Михаила Тимофеевича на присвоение его имени данному объекту никто не спрашивал. За согласие, видимо, принимают его молчание. Вероятно, считают, что владеют и изделием, и именем конструктора… Предысторию сообщил аудитории Сергей Макаров: - Это была инициатива питерской архитектурной мастерской «32 декабря». Архитектор Дмитрий Михайлов нашел, на мой взгляд, красивый, мощный ход. И прислал по Интернету в наш Дом правительства «картинку». Вот и всё. Семя проросло. В одну из своих поездок в Ижевск Дмитрий Михайлов побывал в моей мастерской, где увидел нашу разработку «Остров Вахрушев», которая возникла как реализация желания усложнить, придать разнообразие ландшафту пруда и города. Этот проект был сделан без особых надежд на реализацию, просто как архитектурный «кураж». Михайлов его увидел и спросил – а на острове можно? Почему нет? Хорошая вертикаль задаст «ля мажор». Автомат или не автомат? Наверное, ассоциации нужно было бы разработать тоньше. Но в целом это выразительный образ. И хорошо, что проект вызвал дискуссию. Это нормально, хорошая реакция. Ж/д вокзал, резиденция президента, Дом правительства, Дом дружбы – они в архитектурном плане гораздо хуже. Но они отторжения не вызывают, это нравится. В полемику вступил профессор, доктор искусствоведения Евгений Шумилов: - У нас некоторые авторы исписали гору чернил, доказывая, что Ижевск – это Крокодильск, геенна огненная. Не зря ликуют, что стильный, талантливый проект. Ради Бога! В Москве уже есть такое течение – крокодилизм. Я сторонник города оружейников. Моя главная книга – «Город оружейников». Но есть какой-то предел насыщения оружием. Оружие уже есть на монументе Дружбы народов – автоматы, винтовки, секиры. Оружие есть на башне оружейного завода. Третье – явный перебор. Потом – почему автомат Калашникова? Автоматом 21 века называют (Михаил Тимофеевич не обидится, это факт) автомат Никонова. По логике, на второй шири пруда надо ставить автомат Никонова, на третьей еще что-то. Водный «арсенал»! Архитектурное бюро «32 декабря» - явно абсурдисты, постмодернисты, что уже из названия явствует. Архитектура никогда ничего не изображает. Она самодостаточна. Конечно, есть, к примеру, автозаправка в виде яблока. Это примитивный китчевый ход. Модно! Актуально! Еще один аргумент против. У нас сторонниками этого (проекта) являются, продавливают его лидеры местного списка «Единой России». Что будет, когда это будет построено? Здесь будут проходить конгрессы, съезды победившей партии. Как будущий президент и наши лидеры «Единой России» будут смотреть в глаза народу, продавив, как в худшие советские времена (этот проект)? Мне это напоминает историю с Устиновым. Очень жаль, что Сергей Макаров косвенно с этим завязан. Вина Сергея Макарова в том, что «Остров Вахрушев» изначально был вторичен по своей идее - Петропавловская крепость якобы. «Ижевск – второй Петербург!» Какой, к черту, второй Петербург! Все города 18 века – петербургские по типу! Мы самодостаточны, уникальны. Мы – Ижевск. Великий город классицизма, оружейников. А мы превращаем это в китчевую шутку… Шумилову оппонировал культуролог, автор неизданной книги «Ижевск – деревенский Петербург» Игорь Кобзев: - Все против, а я в целом за. Читал аргументы противников. Я с ними согласен. Но думаю, что это как раз свидетельствует о том, что такой проект должен быть в Ижевске и в градостроительном смысле, и в символическом. В градостроительном – центром города является завод и пруд. Это здание возвращает Ижевск к своему историческому центру - заводу. Все заводы центрировались вокруг этой оси. В символическом смысле – он возвращает Ижевск к ужасному «вампир-стилю». В нем в большей степени показан характер Ижевска, чем даже в автоматно-церковном комплексе. Выглядит как нечто богопротивное. Но мне кажется, что это в какой-то степени спасение Ижевска. Это будет способ рефлексии города (о чем свидетельствует уже то, что мы с вами здесь собрались). Такой символ, идол нужен нашему городу. Напомню слова из Библии. Господь сказал Моисею: «Возьми змея (то есть сатану) на знамя, и ужаленный останется жив». Далее слово взял декан физфака УдГУ профессор Владимир Бовин: - В старые времена Демидов построил медеплавильный завод на искусственном острове, соединив его мостом с городом Карабаш. Это город, где самая плохая в стране экология. Он понимал, что металлургическое производство вредно, его надо устранить, но озеро погибнет. И здесь это делается однозначно – черт с ним, с прудом! Пусть он погибнет! Это – надгробие. Получилась полная ассоциация, что Ижевск – это ТОЛЬКО оружие. Кроме автомата, нечего больше представить нашему городу. Извините, значит, мы настолько немощны, у нас ничего больше нет, что мы можем показать из действительно мастерски сделанного, хай-тековского, чем можно гордиться. К нашему городу будет вполне однозначное отношение всего мира – это город, где делают оружие и ничего больше, это ненормальный город. В нормальном городе должно быть много чего. Этого «много чего» у нас нет. Башню тыкали к Дворцу пионеров, а там нет планетария. Обсерватория со слабеньким телескопом – этого мало. В республике много чего нет, что действительно способствовало бы развитию нашей культуры. Здесь перечислили ряд построенных за последнее время объектов. Я не вижу ни одного, предназначенного для культуры, науки, исследований. Их нет. Пока я вижу одно – зеленые насаждения уничтожаются, пруд уничтожается, всё гибнет. Никаких проектов, чтобы люди могли увидеть что-то необычное, планетарий, музей наук… Ведущий Сергей Пахомов: - На физфаке недавно появился музей естествознания, там демонстрируются занимательные опыты. По образу питерского, где сын знаменитого Перельмана создал музей естествознания, где всё руками можно потрогать. Это должен быть городской центр! Бовин: - У нас идут занятия. Не всегда можем принять школьников. Некуда податься, вот беда учителя! Куда повести школьников? Сюда, что ли (показывает на макет с башней на пруду)? Их сюда не подпустят люди с настоящими автоматами. Слово взял Виктор Чувашов, художник, доцент кафедры изобразительного искусства УдГУ. - Метафора, ассоциация с оружием принципиально плоха. Да, городу нужны архитектурные акценты, яркие узлы. Но здесь сначала аргумент «нужны акценты», а под него подводится спекулятивная идея, которая идет из того же штаба, который сделал уже Дворец президента (на мой взгляд, архитектурная неудача, это тяжесть для города, в который сколько ни вкладывай денег, всегда будет стоять вопрос – когда же его сносить?). Макаров: - С этого объекта (Дворца президента) пошла нехорошая традиция – стилистика архитектурных неудач. Это еще мягко сказано. Чувашов: - В городе есть определенный «узел», от которого можно отталкиваться, есть «корень», которым можно гордиться. Со стильной ясностью можно выстроить все городские ассоциации - это Александро-Невский собор, Арсенал, который сейчас со всех сторон окружен зданиями и душится у нас на глазах. Обыватели сбиты с толку. Им нормально. Ничего другого не видели. Им нравится Дворец президента. В их глазах это большое и значительное архитектурное сооружение в сравнении с маленьким одноэтажным Арсеналом, который рядом стоит. Для меня, безу-словно, ясно, что Дудин – это архитектура, а рядом – просто организационное безобразие. Оно норовит продлиться на пруд. Это здание (башня) будет опять-таки дорогим, и управлять им будут те же, кто уже навязал городу одну архитектурную неудачу. Надо вовремя вмешаться, чтобы предотвратить еще одну архитектурную трагедию. Высказал своё мнение Виталий Скрынник, кандидат философских наук, доцент (УдГУ): - Я уверен, что обсуждения никакого не будет. Действительно, совершенно меняется архитектурный облик города, переносится центр. Такие вещи нельзя строить без общественного обсуждения. Почему мы боимся сказать, что этот проект - в ряду таких, как цирк, зоопарк?.. Это амбиции первого лица, которое хочет оставить вот такую память по себе. Я против такой памяти. Любое строительство, особенно такого «вампирического» характера – это возможность разворовывать фантастические деньги из бюджета. Почему мы забываем, что есть Воткинск, Сарапул, города, которые разваливаются, архитектура 19 века гибнет. Неужели нельзя туда вложить деньги вместо того, чтобы строить (пусть меня простят присутствующие здесь дамы) это… его сразу назовут фаллосом! Макаров: - Фаллоидом, скорее… Шумилов: - А студентам нравится, говорят – «прикольно»! Завершила дискуссию Роза Яковлева, председатель Союза архитекторов Удмуртии: - Согласно Генплану, застройка набережной до М. Горького – это зеленая зона, которую нельзя было трогать. Сегодня здесь все земли раскуплены, идет интенсивное строительство… (Во время выступления Розы Григорьевны произошел неприличный инцидент: главный архитектор республики Елена Чугуевская устроила в вестибюле мастерской громкий скандал, возражая против обсуждения проекта в такой аудитории, но сама выступить отказалась.) Яковлева: - В проекте есть серьезные экологические минусы. Следовало бы провести конкурс на застройку этой зоны с привлечением ведущих мастеров страны и зарубежья. Руководство не поддержало эту идею. Вся тяжесть ответственности ложится теперь на Макарова. Мы обращались к президенту – сегодня идет проектирование какого-то «сарая» возле монумента Дружбы, примитивного по архитектуре жилого дома. А ведь это уникальное место – каждая ошибка будет непоправима. Но земля уже разобрана независимо от нашего мнения. Каждый объект должен строиться на конкурсной основе. Ошибку архитектора невозможно исправить. Не всегда нас слушают. Президентский дворец задушил Арсенал, работники жалуются, что уже плесень появляется. Выступление Сергея Макарова, в котором он познакомил присутствующих с проектом планировки всей набережной зоны, разработанным в его мастерской, мы опубликуем в ближайших номерах газеты. Продолжение следует.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Аргументы против строительства в Ижевском пруду здания конгресс-цетра "Калашников" в форма автомата Город оружейников имеет право и должен сказать "нет!"