фото На самом деле исторически стоявший здесь столп назывался Михайловским. Его установили в Ижевске в 1852 году у заводской гауптвахты. В николаевские времена перед колонной у строя мастеровых в кафтанах проходили коллективные порки шпицрутенами. Триумфальный столп с ангелом на карауле был назван Михайловским в честь небесного покровителя родного брата императора Александра I - великого князя Михаила Павловича, курировавшего в те годы военную промышленность империи. Колонну с ангелом, которая исторически располагалась на месте западной стены современного Дворца культуры «Ижмаш», восстановили, сдвинув ее на несколько метров к северо-западу и повернув ангела в противоположную сторону (раньше ангел смотрел на чугунную лестницу собора, а теперь он смотрит на заводскую тюрьму с заваленными крепостными рвами и крытыми теперь тюремными дворами для прогулки арестантов (ныне музей «Ижмаша»). Могло, впрочем, получиться еще конъюнктурней – существовало мнение, что ангела надо повернуть лицом к Путину (президент Волков рассчитывал привезти главу государства в Ижевск), в этом случае ангел смотрел бы в сторону «старого» Дома правительства. Ангела с крестом изваял на основе старых, достаточно скупых фотографий скульптор Павел Медведев. Он же является автором ижевского Крокодила и памятника ижевским оружейникам, которые установлены перед входом в бывшую тюрьму (кафтанщики при крепостном праве присутствовали при порке оружейников на площади, но самим кафтанщикам было даровано право не подвергаться физическим наказаниям). А четырех орлов для постамента выполнил выпускник петербургской «Мухи» Александр Дресвянников (ижевские орлы имеют короны, в отличие от точно таких же петербургских орлов на Александрийском столпе, так как император приказал изготовить орлов без корон, чтобы не осложнять напряженных отношений с покоренной Польшей, имевшей герб в виде орла без короны). Ижевские скульпторы постарались и выполнили свою задачу отлично, а вот архитектурное решение реконструкции площади («Удмуртгражданпроект»), на мой взгляд, безобразно. Имперско-казарменный мотив главного ижевского плаца с его ампирной стилистикой строгого порядка, военных шлагбаумов, полосатых будок и балетной муштры здесь совершенно не чувствуется. Двойственность нашего города-котлована, всасывающего в свое бездушное пекло ампирную красоту, заставляет вспомнить о двойственности другого города, дающего «неизъяснимые наслаждения» на зыбком краю, сочетающего «парадиз» и «преисподнюю», города вечного равновесия Петра и Змея. Согласно Библии, милосердный и всемогущий Бог создал для чего-то бесчеловечного змея Левиафана, трактуемого в религиозной традиции как крокодила. Это чудовище, как известно, побеждает архангел Михаил. В честь архангела и поставлен триумфальный столп. Двойственность Святого и Змея выражается не только в петербургских памятниках (Медный Всадник, Александрийский столп), но и в памятниках на центральной улице Ижевска – бывшем Невском проспекте. На Невском стоят два памятника работы одного и того же скульптора – восстановленная по старым материалам Михайловская колонна с ангелом наверху (2007 г.) и памятник разлегшейся зеленой рептилии (2005 г.). Михайловская колонна повторяет петербургскую Александровскую колонну. Однако ангел на ижевском столпе, в отличие от своего петербургского собрата, не попирает змея крестом. Наверное, рептилия на ижевском столпе проголодалась и ушла гулять вдоль по Невскому. Ей и поставлен памятник в виде туземного Крокодила. И теперь ангел грустно смотрит на огромную в прошлом главную площадь военного завода, превращенную в несуразный сквер. На зеленых скамейках вокруг ангела в любое время можно увидеть местных «крокодилов». Они грызут семечки, пьют пиво, икают и наводняют заполненную тропическими нагромождениями площадь дрожжевыми парами: крокодилий стиль не терпит сдержанной эстетики звонкого порядка, зрительной дистанции и ампирной пустоты. Современные архитекторы при реконструкции площади повторили старую ошибку. После отмены крепостного права, когда петербургский стиль стали критиковать как имперский стиль шлагбаумов и казарм, вокруг колонны в Ижевске разбили веселенький сквер, а местное Адмиралтейство перекрасили из «казенного» желто-белого в красно-белый (а теперь даже еще и в зеленый) цвет. Эстетика Петербурга была реабилитирована только «Миром искусства». Сегодня же ампирная площадь с ее эстетикой светлой пустоты, и без того сильно уменьшенная в середине ХХ века новыми строениями, после недавней реконструкции плаца раздроблена еще больше террасными газонами-уступами с рядами скамеек, перегорожена железными заборами и гаражами. Графика колонны теряется на фоне пестрых фасадов. Особенно бросается в глаза красный фасад Машиностроительного колледжа и коричневая окраска его гаража. Не к месту и зеленые скамейки, и вазоны у клумб, и стандартное мощение военизированного плаца курортной плиткой (Ижевск никогда не имел и не мог иметь ничего общего с Ниццой, взятой за эталон красоты нынешними властями республики). В результате этого ассоциация плаца ампирного города-завода, на который выходил фасад деревянного дворца Александра I (архитектор С. Е. Дудин) с Дворцовой площадью Петербурга не ощущается. Строгий облик колонны с ангелом и четырьмя грозными николаевскими орлами на постаменте диссонирует с курортно-вальяжным обликом «пивного» сквера. В будущем необходимо изменить окраску фасадов и построить пространство вокруг колонны как ровную, а не ступенчатую, как теперь, площадь, непременно пустую и строгую, графическую по формам и цвету. Например, с использованием металлических и деревянных форм военизированного и подтянутого стиля «ампир». Здесь можно было бы восстановить малые архитектурные формы из дерева, имеющие полосатую окраску казармы, балетной муштры (полосатые шлагбаумы, полосатые фонари на приземистых и толстых четырехгранных столбах, высокий столб с сигнальным колоколом под треугольной крышей возле полосатой будки стражника у заводской гауптвахты, подъемный мостик через миниатюрный ров, обложенный булыжником, имевшийся ранее вокруг гауптвахты). Площадь раньше была декорирована также в ее центре и по краям и черными формами из чугуна, и черным металлургическим «булыжником». Это были литые крыльца и исполинские плиты, круглые и низкие чугунные тумбы с навершиями в виде цветка с лепестками вокруг колонны и перед фасадом Офицерского собрания, чугунная Николаевская ограда присутственных мест и ограда из пушек и копий вокруг постамента колонны, чугунные базы и капители колонн собора, мощение оплавленно-ноздреватым металлургическим шлаком всей площади. И, наконец, в поиске металлической стилистики предзаводской площади при ее современной реконструкции надо обязательно иметь в виду, что и сама колонна была чугунной, а вовсе не гранитной, как теперь. Металлической является и триумфальная колонна на башне оружейного завода, хорошо обозреваемой с площади. Чугунные крыльца Офицерского собрания и Александро-Невского собора располагались как раз против триумфальной колонны. Таким образом, чугунные лестницы в храм и присутственные места, великолепные каменные ампирные ворота по Нижне-Михайловскому проспекту и лестничный, сначала деревянный, потом чугунный спуск на плотину размещались со всех четырех сторон плаца, центрируемого чугунной же колонной. При реконструкции предзаводского плаца металлические матрицы главной площади города-арсенала было бы хорошо подчеркнуть покрытием ее чугунными плитами, защищающими ее современную техническую начинку (в районе колонны пролегает много кабелей). Колоссальными, отполированными до блеска плитами были замощены в старом Ижевске цеха и заводские дворы, вход в Александро-Невский собор (при неграмотной реставрации собора остатки плит под западным портиком были выкинуты на свалку, архитектор С. Макаров сохранил от погрома лишь несколько плит). А центральная площадь прикрывающего Петербург со стороны Балтики Кронштадта – Якорная площадь – и сейчас вся покрыта чугунными плитами. Чугунная предзаводская площадь в Ижевске наиболее ярко выразила бы заводскую и петербургскую стилистику «военной столицы» (по словам сотрудников музея «Ижмаш», чугунный настил в цехах давно пустующего дудинского корпуса, к сожалению, был недавно убран оттуда и переплавлен, его вполне можно было использовать в убранстве реконструируемой предзаводской площади). Надеемся, что досадная неточность в стилистике главной исторической площади старого Ижевска будет исправлена. P.S. Досадной неточности этой, как, впрочем, и других, не было бы, если бы президент республики не отказался публиковать мою книгу «Деревенский Петербург. О сходстве несходного». Солидная по объему иллюстрированная монография не издается вот уже более 15 лет, а могла бы быть востребована градостроителями при реконструкции исторического центра города-завода, проводимой под руководством нашего президента. Однако Александр Волков не только не помог в издании книги по петербургской стилистике Ижевска, но даже вычеркнул из глянцевого альбома «Свято-Михайловский собор. Ижевск. Хроника основных событий», подготовленного к приезду патриарха Алексия II, маленькую строчку редактора: «Особую благодарность приносим И. Кобзеву за предоставленные для книги материалы». Мои материалы по истории одноименного Михайловской колонне собора опубликованы в самом начале «президентского» альбома - на страницах 4 – 21. В то же время после придирчивого осмотра макета книги Александр Александрович оставил в альбоме 27 одобренных им самим фотографий самого себя и бесчисленное количество упоминаний о себе в тексте книги. Вряд ли это свидетельствует о скромности, терпимости и благородстве нашего президента.